Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Я продан греху

С 4 июня по 11 июля продолжается Петров пост в память о подвиге апостолов Петра и Павла, постом готовивших себя к проповеди Евангелия. Для чего пост нужен нам? Чтобы обрести свободу. От чего? От рабства, которое так красочно описал в послании Римлянам апостол Павел. Давайте прочтем эти строки и поразмышляем над ними вместе с учителями нашей Церкви. 

Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим 7, 14-24). 

Святитель Феофан Затворник:

— Ведать надлежит, что человек не тело только и душа, но тело – душа – дух. «Что тело», ясно само собою. «Что дух?» Дух – все те проявления внутренней нашей жизни, которые устремляют человека от земного к небесному, от временного к вечному, от тварного к Божественному. Он есть та сила, которую вдунул Бог в лицо человека при сотворении его и в которой собственно лежит образ и подобие Божие. Как такая, она устремляет человека к Богу и довольна бывает только тогда, когда человек в Боге живет и в живом с Ним состоит союзе. Осязательнее она открывается в нас страхом Божиим, действиями совести и тем, что не дает нам удовольствоваться ничем тварным.

«Что душа?» Что остается затем между телом и духом, принадлежит душе и составляет ее жизнь. Сюда относятся все роды знаний и всякая научность; все роды искусств, всякая художественность и всякое мастерство; все роды практической жизни, семейная и общественная жизнь со всеми способами их устроения и поддержания. На все это в душу вложены потребности, и на удовлетворение их дарованы силы с предуказанием в них и способа удовлетворения.

Само собою ясно, что жизнь телесная ниже душевной, душевная ниже духовной. Следовательно, душевную жизнь должно подчинять духовной, а телесную – той и другой. Норма жизни человека – жить в духе и духом одуховлять и душу, и тело. Таково первоначальное его устройство, таким вышел из рук Творца человек и таким был в раю до падения.

В падении человек восстал против Бога. Поверив злому внушению врага, будто Бог затем запретил им вкушать от древа, чтоб и они не сделались богами, они в этом самом поверовании извратили в себе существеннейшее о Боге ведение: ибо подумали, что Бог завидует им и потому отстраняет их от принадлежащего им, тогда как Бог по существу Своему есть независтный, преизливающий источник благ. Восприняв такую злую мысль, они решили устроить свое благобытие сами, наперекор воле Божией. Это решение произвело полный переворот внутри человека. Рванувшись так от Бога, он духом своим отвратился от Бога; вследствие чего дух его потерял силу властвовать над душою и телом, и человек неизбежно подпал многообразнейшим требованиям души и тела и стал душевно-телесен, то есть господствующею у него стала жизнь душевная, обращенная на устроение временного быта, и телесная, движущаяся в угодиях плоти; духовная же хотя не уничтожена, но потеряла свое первое – властное – место и стала в подчинение тем двум.

Состояние падшего можно определить: самостная страстная душевнотелесность. Дух ее – самоугодие наперекор всему. Таким остается всякий человек до приятия им благодати, хоть и под законом кто состоит. Закон, говорит апостол, духовен, – он требует, чтобы я жил в духе; но у меня преобладает душевно-телесное самоугодие; отчего и при законе я только грешу. Потребности души и тела – не грешны; но, когда телу удовлетворяют во вред душе, а душе и телу наперекор духу, тогда грешат. 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий):

— Дело в том, что дух наш противится плоти, а плоть противится духу. Дух наш стремится вознести сердца наши горе, к престолу Всевышнего. Дух наш стремится к тому, чтобы прониклись мы стремлениями высшего порядка: не низменными страстями, а самыми высокими, самыми глубокими стремлениями духовными.

Стремлениями высшего порядка были проникнуты все святые; они покоряли плоть свою духу, они жили не культурой тела, а культурой духа: плоть была у них в пренебрежении, дух был для них всем. Они жили только духом, они были людьми духовными, а не людьми душевными, как большинство людей.

Что значит люди душевные? Этим словом обозначаются люди, которых все желания, все стремления, все цели жизни направлены всегда к одному: к тому, чтобы в эту короткую жизнь испытать как можно больше наслаждений… Им чужды стремления к высочайшему блаженству, которое дает стремление духа нашего к Богу. Бога они знать не хотят, они живут без Него, они живут тем, к чему стремится их внешний, их душевный человек.

Что значит слово «душевный»? Душу имеют не только люди, душу имеют и животные. Душа – это совокупность всех наших впечатлений, всех восприятий внешних. Есть несчастные люди, стоящие на весьма низкой ступени духовного развития, немногим превосходят они животных; подобно животным, они стремятся только к удовлетворению требований своей плоти. Животные высших стремлений не имеют, не имеют духа, который дан нам, людям, и которым входим мы в общение с Самим Богом в молитве нашей.

Так вот, плоть противится духу, а дух противится плоти. Они противятся друг другу, и жизнь наша состоит в постоянной борьбе между стремлениями духа и влечениями плоти. Эту борьбу переживали и такие великие святые, как апостол Павел. Что же сказать о нас, бесконечно далеких от святости Павловой?! Ведь мы постоянно в борьбе с похотями и страстями, нас постоянно одолевают они.

Делать зло гораздо легче, чем делать добро; соблюдать пост гораздо труднее, чем ненасытно и неудержимо насыщать свое чрево, соблюдать целомудрие неизмеримо труднее, чем предаваться блуду. И так во всем: такое противоречие существует между велениями тела, с одной стороны, и велениями духа, с другой.

Служащих плоти бесчисленно много, потому что служение плоти, исполнение ее велений и похотей доставляет немедленное наслаждение. А ту радость, которую получают служащие только добру, ту радость, которую получают исполняющие закон Христов, получают люди не сразу, не так очевидно, не так явно, не так непосредственно, как вознаграждается служение похотям. Это радость о Духе Святом, это тот мир, который получаем только тогда, когда деланием добра исполнена вся наша жизнь.

Итак, будем все служить духу, а не плоти, будем все хотя бы самыми малыми светочами Божьими, ибо все можем светить людям, живущим во тьме, светом наших сердец. 

Епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант):

— Апостол показал с такой обстоятельностью всю силу и губительность греха для того, чтобы убедить читателя в необходимости искать сверхъестественной помощи для борьбы со злом в себе. Ни внутренний голос совести, ни прямые указания закона, ни страх вечных наказаний не могли удержать человека от греховных поступков. Это может сделать только сила Божия, которая приходит к человеку через веру в Христа Спасителя.

Необходимо заметить, что приведенные здесь наставления апостола не менее актуальны в наши дни, чем две тысячи лет тому назад. Человеческое общество продолжает страдать от своих нравственных проблем: несправедливости, обмана, насилия, войн и всевозможных преступлений. Общественные деятели не понимают, что главнейшая причина всех бедствий заключается в нравственном повреждении человеческой природы. Можно писать сколько угодно прекрасных законов, создавать разные организации для борьбы с преступностью и другими социальными бедствиями. Но эти человеческие мероприятия – все равно, что примочки в борьбе с раком.

Нужно радикальное и мощное лекарство для истребления самих корней зла в человеке. Это лекарство дает Господь Иисус Христос. В сущности, повторяется ошибка древних приверженцев закона Моисея, которые, отклоняя помощь Господа, своими собственными силами пытались достичь праведности и в своем самообольщении так ожесточились, что величайшего Праведника из всех праведников отвергли и осудили на смерть!

Исцелить наше духовное сердце может только Тот, Кто создал его. Господь Иисус Христос истребляет в нас самые корни зла и дает нам силы праведно жить. Большой помехой для решения общественных проблем являются модные сейчас псевдонаучные и религиозно-философские учения, которые отвергают само существование греха и учат, что все наши желания естественны и нормальны. Если кто и ошибается в чем-либо или что-то делает неправильно, то это происходит от его невежества и незрелости. Подожди немного, и он сам поймет, как исправиться. Дьяволу именно такой подход и нужен! Пусть все думают, что зло – это иллюзия или временный изгиб на пути духовной эволюции. Без понимания проблемы греха и без покаянного обращения ко Христу все останутся рабами дьявола, обреченными погибнуть. Без Бога получится не эволюция, а вырождение!

Подготовила Марина Шмелева

Пресс-служба Покровской епархии
Теги: Петров пост.
Оставить комментарий
Поделиться в: