Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Советы святых на Успенский пост

В летний период, предполагающий отдых, смену впечатлений и некоторую расслабленность, христиан ожидает два постных периода – Петров и Успенский посты. Первый – апостольский – напоминает о рождении Церкви и необходимости Христова благовестия. Небольшой по времени, но строгий и насыщенный глубоким смыслом, Успенский пост посвящен Богородице, размышлению о Ее чистоте и нашем несовершенстве. На уроке в нашей школе обратимся к проповедям святых отцов и церковных духовников об этом посте.

Известен с древности

Успенский пост наступает через месяц после Петрова и продолжается две недели – с 14 по 27 августа (включительно). Устав предписывает довольно строгое воздержание: только в праздник Преображения следует разрешение на рыбу. Если Успение Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, готовят постную трапезу с рыбой.

Успенский пост дошел до нас с древности. В беседе святителя Льва Великого, произнесенной им около 450 года, уже содержится вполне определенное указание на этот пост. Окончательное официальное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост в августе.

Святитель Симеон Солунский пишет: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Особенное отношение к Богородичному посту рождено тем поистине детским доверием и любовью, которые испытывает верующее сердце к Матери Господа. «О, если бы я по какому-нибудь несчастью утратил всякое благоговение, то никогда не утрачу благоговения к Деве Марии. При всяком несчастье – телесном или душевном, в котором бы я очутился, я буду прибегать к Ней в уверенности, что у Нее я найду в болезнях моих исцеление, в моих горестях – утешение и в грехах моих – прощение. И даже в самом аде я не теряю надежды на спасение от Царицы Небесной. Я не боюсь погибели, пока Она охраняет меня в Своих объятиях. Но когда потеряю благоговение к Деве, тогда я погибшая душа», – восклицает в своем похвальном Слове известный проповедник святитель Илия (Минятий), живший на рубеже XVII-XVIII веков.

«Но в чем же состоит благоговение к Деве? – спрашивает себя святитель и уверенно отвечает: – В молитве и посте. В молитве, которая есть призывание имени Божия; в посте, который есть воздержание. Это два способа, которыми, по определению Церкви, мы должны чтить Матерь Божию и нашу, особенно в эти дни. Какой же должна быть наша молитва? Не с беспорядочностью, не с волнением, не с бесстыдством, но со страхом Божиим, сокрушением сердца и слезами умиления. Каким должен быть наш пост в воздержании? Не только воздержание от яств, но и от греха; не только от мяса, но и от плотских страстей. Всесвятая Дева ждет от нас вместе с постом и чистоты сердечной с молитвой, и сокрушения сердечного. Чего же менее этого может требовать от христиан Матерь Божия и Матерь христиан?»

Святитель Илия дает совет каждому из нас: «Имена Иисуса и Марии да будут первыми в раннее утро и последними вечером; с ними закрывайте глаза ваши ко сну; с ними входите и выходите из церкви; с ними начинайте и кончайте всякое дело, чтобы удостоиться в час последнего воздыхания иметь с одной стороны Иисуса, а с другой – Марию, и вместе с Иисусом и Марией прославиться в Небесном Царстве».

Тайна Креста и Воскресения

Три праздника – 14 августа Всемилостивому Спасу, 19 августа Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и 29 августа  перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Спасителя – как бы обрамляют и связуют весь Успенский пост.

Весь Успенский пост – крестный. В начале Успенского поста мы износим на середину храма Крест, напоминая верующим о его целительной и животворящей силе. В середине поста Преображение Господне. На Фаворе, облистанный неземным светом Христос беседует о Своем Кресте, который ждет Его в Иерусалиме. И для апостолов слава Христова сияния – подготовка к Его крестным мукам. Об этом мы слышим в кондаке праздника: «якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное». Праздник Нерукотворного Образа Спасителя, завершая наш постный путь, тоже крестный праздник. Пречистый лик Спаса светит нам на фоне Креста.

Церковь готовит нас Крестом к принятию тайны исхода Божией Матери. Потому что Ее Успение – это победа Христова Креста и торжество Его Воскресения. Чтобы сердцем прикоснуться к этой великой тайне, нужно подготовить его постным подвигом. Ибо по слову преподобного Исаака Сирина: «Дух не покоряется кресту, если прежде не покорится ему тело».

Путь к истинной свободе

Пост, необходимость воздерживаться от пищи и развлечений нередко смущают тех людей, которые не испытали еще спасительной силы постного подвига. «Многие ученые нашего века говорят, что пост и все чиноположения церковные есть пустая обрядность, внешность, ни к чему не ведущая. А я, чем больше живу, тем более убеждаюсь, что все законоположения, установленные святыми отцами по внушению Святого Духа, есть величайшее благо, данное нам Господом, что все они необычайно спасительны по благодати, присутствующей в них. Ученые говорят: “Все это пустяки, важны только истины евангельские”. – Я же скажу, что прямо постигнуть, стать на евангельские истины невозможно, обходя и пренебрегая уставами Церкви. Они, только они ведут нас к высочайшим истинам учения Христова», – утверждает недавно прославленная в лике святых подвижница XIX века игуменья Арсения (Себрякова). А святитель Феофан Затворник ободряет своих и наших современников: «Пост представляется мрачным, пока не вступишь в поприще его: но начни – и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни».

Но для того, чтобы пост даровал нам истинную свободу духа, прислушаемся к наставлениям святых отцов. «Кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения перед Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия, – здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость, – пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и само воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушной в исполнении заповедей», – учит нас святитель Иоанн Златоуст.

Преподобный Дорофей призывает: «Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, то есть не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела».

«Эти дни мы должны провести в тихости, смирении, в кротости, в снисходительности друг ко другу, в любви, – продолжает размышления древних известный духовник нашего времени архимандрит Кирилл (Павлов). – Это будет самой лучшей жертвою для прославления Матери Божией, в честь Которой Святая Церковь и установила этот кратковременный, но строгий Успенский пост.  Будем друг ко другу добры, внимательны. Не будем осуждать, клеветать, злословить. Станем хранить свои уста от всякого вида гнилости, помня, что слово – дар Божий. Будем свое слово употреблять только для славы имени Божиего и для назидания и пользы наших ближних...

В наступившие дни Успенского поста помимо усердия ко внешнему, телесному говению, воздержанию, необходимо обратить внимание на свое внутреннее состояние, на искоренение всякого порока в нашей душе, чтобы нам в себе распять всякое самолюбие, превозношение, тщеславие, эгоизм, гордость и стараться приобрести снисхождение, милосердие, любовь к ближнему. Без этого и наше говение не принесет нам успеха.

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою, – говорит Господь (Ин. 13, 34-35). Вот и постараемся эти дни поста так провести по мере своих сил в воздержании и в христианском совершенствовании, чистоте и благочестии, стараясь не оскорблять ближнего ни словом, ни делом, стараясь стяжать друг ко другу любовь.

Будем подражать первым христианам, которые хотя и претерпели страшное гонение: их грабили, отнимали имущество, кровь христианская лилась, но были соединены таким крепким союзом любви, что у них было одно сердце и одна душа (Деян. 4, 32). И поэтому они переносили всякие напасти и гонения со стороны языческого мира. Да поможет нам Господь эти дни провести так, как угодно Ему, Богу нашему».

 

Марина Шмелева
Теги: Успенский пост.
Поделиться в: