Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Вера, воплощенная в делах

Среди его современников в XV-XVI веках он был личностью выдающейся, вызывал неоднозначные оценки. Его почитают как святого и уважают как умелого организатора монастырской деятельности. Ставя в пример опыт его служения Церкви и обществу, его называют человеком, во многом опережавшем свое время. Память преподобного Иосифа Волоцкого совершается дважды в году, в том числе 22 сентября.

Духовная школа

Преподобный Иосиф Волоцкий родился в 1440 году недалеко от города Волоколамска. С семи лет он учился у старца Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсения. Благодаря отличной памяти и усердию, юный Иоанн (имя святого в крещении) за два года изучил Псалтирь и все Священное Писание. В двадцать лет Иоанн ушел в пустынь, близ Тверского Саввина монастыря, к известному подвижнику-аскету Варсонофию. Но монастырские правила показались юному подвижнику недостаточно строгими, и по благословению старца он отправился в Боровск, к преподобному Пафнутию.

С усердием нес молодой инок послушания на клиросе, в поварне, пекарне. С особенным благоговением он трудился в больнице, «питая и напояя больных, поднимая и постели устрояя, яко сам боля и чисте всем работая, яко Христови Самому служа». Около восемнадцати лет провел Иосиф в монастыре преподобного Пафнутия. Опыт послушаний под руководством игумена стал для него духовной школой, воспитавшей в нем будущего наставника и руководителя монастырской жизни.

По кончине преподобного Иосиф был рукоположен во иеромонаха и назначен игуменом монастыря. Преподобный Иосиф хотел преобразовать монастырскую жизнь, введя в нее строгий общежительный устав, по примеру Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Кирилло-Белозерской обителей. Но встретил упорное сопротивление братии, не желающей оставлять привычный отшельнический образ жизни. Преподобный Иосиф решил основать новую обитель и с семью иноками-единомышленниками отправился в Волоколамск.

Обители быть

Благочестивый князь Борис Васильевич радушно принял монаха и разрешил поселиться в пределах при слиянии рек Струги и Сестры. Налетевшая буря повалила лес, как бы расчищая место для обители. Подвижники воздвигли крест и заложили деревянную церковь в честь Успения Божией Матери. На этот праздник в 1479 году храм освятили. Эта дата вошла в историю как день основания Успенской обители, которую впоследствии стали называть именем основателя.

«Он был искусен во всяком деле: валил лес, носил бревна, рубил и пилил», – пишет составитель жития о преподобном. Трудясь со всеми днем, ночи он проводил в уединенной молитве. Проповедуя во всем воздержание и умеренность, он носил холодное рубище и лапти из древесных лык, являлся в храм раньше всех, читал и пел на клиросе наряду с другими, после службы последним выходил из церкви. Слава о подвижнике привлекала учеников, число иноков скоро увеличилось до ста человек.

Помощник, покровитель, проповедник

Главное внимание преподобный Иосиф уделял духовной жизни иноков. Основой введенного им Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. Преподобный называл труд сущностью церковности – верой, воплощенной в добрых делах. В обители переписывали книги, и скоро волоколамское книжное собрание стало одним из лучших среди русских монастырских библиотек. Оно насчитывало более 1000 экземпляров – огромное количество для того времени.

Многие из мирян шли в обитель к старцу Иосифу за советом и считали его отцом и покровителем, любой крестьянин или холоп мог найти в нем ходатая перед князем или боярами. Знатные люди брали его в восприемники своим детям, исповедовались и просили духовного руководства.

В неурожайные годы обитель поддерживала население окрестностей и безвозмездно снабжала крестьян зерном, скотом и орудиями труда, помогая неимущим пережить голодное время. Несколько месяцев в монастыре кормили ежедневно по шестьсот-семьсот человек.

Преподобный вел активную борьбу за чистоту Православия. Ересь жидовствующих, с которой он боролся, представляла собой одно из наиболее разрушительных лжеучений. Еретики отрицали троичность Бога в Лицах, Божественное достоинство Христа, отвергали почитание святых мощей и икон. Преподобный Иосиф составил сочинение «Просветитель». Оно стало одним из наиболее востребованных пособий, в нем автор представил обоснованные православные догматы и дал неопровержимые аргументы для обличения лжеучения.

Не стяжатель

Существует мнение о противостоянии преподобного Иосифа и другого известного руководителя русского иночества – преподобного Нила Сорского. Но на деле они не были ни врагами, ни недругами. Старец Нил переписывал «Просветителя», а преподобный Иосиф в предисловие одного из своих сочинений поставил Нилово «Послание некоему брату».

Двух святых часто понимали как возглавителей «противоположных» направлений в духовной жизни – внешнего делания и внутреннего созерцания. Иосифлян обвиняли в накоплении монастырского имущества для церковного строительства. Некоторые противопоставляли деятельность обители и ее настоятеля учению преподобного Нила Сорского о «нестяжании» – отречении монаха от мирских дел и собственности. Но, как видно из «Устава» святого Иосифа, полное нестяжание, отказ от самих понятий «твое-мое» был положен в его основу.

Святой воспитал целую школу знаменитых иноков. Постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря занимали важные архиерейские кафедры Русской Церкви: святители Казанские Гурий и Герман, святитель Варсонофий, епископ Тверской. В лике святых прославлены старцы монастыря Герасим Черный, Кассиан Босой, Фотий.

Его обитель

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь играл важную роль в политической жизни России. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах преподобный Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский.

Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс. Над гладью трех прудов возвышаются белоснежные стены с устремленными ввысь башнями. Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооруженная в 1504 году. До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с башнями, Петропавловская церковь на декорированных вратах, Успенский собор на белокаменном подклете с изразцовым фризом. На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала XX века. В лесу вблизи обители находится скит, где жил преподобный Иосиф во время ее строительства. Неподалеку, в селе Спирово, бьет святой источник.

После революции в монастыре размещался Детгородок имени III Интернационала, куда привезли воспитанников детских домов Москвы. Монахов изгнали в 1922 году. В 1989 году обитель была передана Русской Православной Церкви. Трудами его насельников, паломников, благотворителей восстанавливаются и украшаются храмы, развивается подсобное хозяйство.

Среди святынь обители – рака с мощами преподобного Иосифа, вериги, которые он носил при жизни, чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» и современный список с древней Волоколамской иконы Пресвятой Богородицы.

Музей Библии Иосифо-Волоцкого монастыря – это не имеющее аналогов в России собрание рукописных и старопечатных книг. Экспозиция музея не только показывает историю изданий текстов от древнейших рукописных до современных. Но и отражает влияние Библии на развитие мировой цивилизации, искусства и культуры в целом. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований ученых.

 

Татьяна Уютова
Оставить комментарий
Поделиться в: