Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Вознесение Господне: значение для нас

Между яркой, ликующей Пасхой и нарядной и утешающей душу Троицей праздник Вознесения Господня не столь заметен. У него нет такого яркого земного обрамления. Может, и не случайно – ведь суть этого события евангельской истории в стремлении ввысь, к небу. Куда Возносящийся Спаситель призывает и весь род человеческий.

От земли на небо

Накануне в среду заканчивается пасхальный период. С ним всегда жалко прощаться, и в утешение верующим в последний день в храмах совершают ровно такое же богослужение, как и в первый. Последнее «Христос воскресе!», а вечером во время торжественного всенощного бдения мы уже вступаем в радость Вознесения. Здесь и сегодня. «Участвовать в религиозном празднике – это не только вспоминать события Священной истории, но мистически включаться в них, духовно переживать их. Через храмовую службу, ее образы и ритуалы, ее символические обряды человек становится реальным участником происходивших в истории мира и повторяющихся в ритмах церковного календаря событий. В Своей земной жизни Христос подчинил Себя времени и истории, и вместе с тем Он стоит над временем и историей, поскольку Он – их Творец и Владыка. Для христианина жизнь Христа из Назарета – не прошлое как прошедшее, а актуальное настоящее и бесконечное будущее», – пишет архимандрит Рафаил (Карелин).

Евангелисты сообщают нам подробности событий, которые они видели своими глазами. Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись, Иисус сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 16–20). И, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк. 24, 50–53). И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 10-11).

Так заканчивается земная жизнь Христа, и так люди получают известие о том, как закончится и вся земная история. «Вознесение Христа Спасителя имеет онтологическое значение. Сын Божий воспринял человеческую природу, которая в Вознесении вошла в Божественную славу. Вознесение имеет эсхатологический смысл. Оно явилось завершением земной жизни Христа, а Второе пришествие будет завершением цикла земного бытия человечества. Вознесение имеет для нас нравственное значение. Мы должны помнить, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, стараться мыслями и сердцем подниматься над всем низменным, грубочувственным и греховным», – поясняет отец Рафаил.

Когда мы смотрим на икону, особое ощущение полета возникает не только от фигуры Христа и двух ангелов, но и от остающихся на земле Богородицы и апостолов. Как правило, на иконе этого праздника лики учеников пишут без нимбов – до Сошествия Святого Духа, а значит, и до начала истории новозаветной святости еще десять дней. Горки на заднем фоне — и символ устремленности вверх, и напоминание о месте Вознесения.

Вид с высоты

В день праздника особые торжества проходят на той самой горе, куда Христос повелел идти Своим ученикам. Упоминание о Масличной горе (так часто называют Елеон) находим на страницах ветхозаветных книг. Здесь же читаем и пророчества о Вознесении, которые мы слышим в храме во время всенощного бдения.

Высота Елеонской горы составляет 826 м, она выше других окрестных возвышенностей. Отвесные стены горного кряжа надежно защищают Старый город от губительного соседства с Иудейской пустыней. С вершины Елеона открывается прекрасный вид на Иерусалим. Им могут полюбоваться паломники, которые во множестве собираются здесь, чтобы побывать в часовне Вознесения. «Стопочкой» ласково называют ее русские паломники — ведь здесь хранится отпечатанный в камне след ноги Возносящегося Спасителя.

Часовня уже много веков принадлежит мусульманам, которые позволяют христианам поклоняться святыне и служить здесь на праздник. Но к счастью, есть на Елеонской горе место, где постоянно совершается православное богослужение и где не спеша могут помолиться паломники. На территории русского Спасо-Вознесенского женского монастыря в Иерусалиме находится место, где, согласно преданию, стояла Богородица во время Вознесения Христа. Сегодня монастырь принадлежит Русской Православной Церкви Заграницей, и, благодаря возобновлению канонического общения в 2007 году, паломники из России могут причащаться в этом монастыре.

Знакомя с территорией обители, сестры подводят богомольцев к могиле архимандрита Антонина (Капустина). Кто хоть раз побывал на Святой Земле, никогда не забудет это имя. Он жил в XIX веке, а в нашем – XXI – паломники с благодарностью молятся об упокоении души основателя Русской Палестины. Неутомимый отец Антонин выкупил для Русской духовной миссии несколько земельных участков. Здесь сегодня русские храмы и монастыри, в них чувствуешь особую близость к Родине и поддержку в чужой стране.

Отец Антонин еще при жизни пожелал быть похороненным именно здесь – в Вознесенском храме, расположенном на вершине Елеонской горы. Это дивное место в Иерусалиме, где «небо находится ближе всего к земле», всегда нравилось архимандриту Антонину. Благодаря его трудам и сегодня паломники могут полюбоваться на город с большой высоты. «Русская свеча» – 64-метровая колокольня обители – до сих пор является самой высокой точкой Иерусалима.

Русский Елеон

Большой участок земли на вершине Елеонской горы архимандрит Антонин (Капустин) приобрел в 1870 году, с тех пор возносится здесь православная русская молитва. За многие годы своей истории Спасо-Вознесенский русский женский монастырь на Елеоне пережил многое – расцвет, разорение, возрождение. Сегодня на горе Вознесения подвизается более сорока сестер разных национальностей. Между собой все говорят по-русски, ведь это же «Русский Елеон».

В свое время отец Антонин хотел создать на Елеонской горе мужской монастырь, но Господь устроил так, что при обители селились не братья, а сестры. В 1905 году была основана женская «община со старшей сестрой во главе», состоявшая из 15 сестер. В 1907 году здесь жило уже 70, а в 1914 году – более 100 сестер.

Проект Вознесенского собора и колокольни делал сам архимандрит Антонин, а воплощали его идеи итальянские архитекторы. Сооружение храма велось на месте старого византийского храма VI века. Строительство «Маленькой Святой Софии» (как называл ее отец Антонин) затянулось на долгие пятнадцать лет из-за бюрократических проволочек и русско-турецкой войны. Храм был освящен в 1886 году.

Параллельно шло возведение 64-метровой колокольни. Из России в порт Яффы доставили большой колокол – весом 5 тонн, около 3 м в высоту и 2,13 м в диаметре. «Не найдутся ли христолюбцы, – обратился отец Антонин к русским паломникам, – для возведения иерусалимского Ивана Великого на горе Вознесения? Очень, очень желали бы здесь сего». И желающие нашлись. 105 человек, две трети из которых были женщины, можно сказать, на руках, за неделю доставили колокол на Елеон. Как они тащили его на саму гору, где не было дороги, а только неровная скалистая порода, современному человеку представить трудно. Сейчас восхождение на Елеон по широкой дороге налегке многим покажется тяжелым испытанием.

Колокол установили на фундамент будущей колокольни, и в дальнейшем он «поднимался» вместе с ее стенами. Об этом свидетельствует и размер окон, через которые большой колокол явно бы не пролез.

Когда поднимаешься на верхний ярус, то видишь землю почти так, как видел ее Возносящийся Господь… В 1886 году отец Антонин записал в дневнике: «Долго сидел на своей высокой колокольне и раздумывал о временах далеко-будущих. Роды родов будут подниматься на высоту, где я сижу, а о чем будут думать они? Верно, не о том, кто доставил им случай полюбоваться на целокупный образ вечно вящей Палестины». Отрадно, что эти грустные предчувствия не сбылись. И русские паломники, любуясь Иерусалимом, вспоминают об этом неутомимом труженике, благодаря трудам и энергии которого горит на Елеоне «Русская свеча» – молитва зачастую нерусских по происхождению, но русских по духу монахинь.

 

Марина Шмелева
Теги: Вознесение Господне, Елеонская гора, Спасо-Вознесенский женский монастырь в Иерусалиме.
Оставить комментарий
Поделиться в: