Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Скромная хвала Усердной Заступнице

Каждый миг нашей жизни Пресвятая Богородица наполняет Своим присутствием. Незримо, прикровенно. Ощущение Ее материнской любви и заботы о нас не поддается объяснению и не находит опровержений. Скорее наоборот. Внимая молитвам тысяч людей, Дева успевает утешить каждого лично. Совершая бесчисленные чудеса во всех концах мира, Она решает поделиться особой Своей милостью и благодатью с нашей – Русской – землей. Почти в каждом городе Она оставляет видимое воплощение ниспосланной Ею помощи – чудотворные иконы. Казанская – одна из таких. Самых любимых, самых несокрушимых.

Молитва со сцены

В этом величавом образе Богородица явилась в бывшей столице Казанского ханства, чтобы на перекрестке двух кровавых, темных эпох, в страшное – Смутное – время сохранить нас. Наше Русское государство от разорения, наш народ от порабощения, а веру – от поругания. Чтобы сквозь века показать нам Свою безграничную материнскую любовь и заступничество, чтобы сказать: «Я здесь, Я рядом с вами». Как и прежде, как и всегда.

В ответ Пресвятой Деве мы приносим горячую молитву и нашу скромную хвалу. Она устремляется к самому небу, взлетает под своды храмов и концертных залов, потому что порой бывает выражена в высоких образцах духовной музыки. Именно такую музыку Архиерейский хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска исполнил на концерте «Заступнице Усердная», обратив сердца слушателей к Деве, Ее покровительству всему человечеству и чудесному спасению нашего народа, что мы празднуем в день памяти Казанской иконе Божией Матери и в День народного единства.

Победа веры и любви к Богу

Рахманинов, Кастальский, Чесноков, Гречанинов – каждое песнопение известнейших композиторов все ближе и ближе подводит к пониманию, что Богородица – наша единственная Заступница, Покровительница, Владычица, Госпожа и Надежда, и к тому самому дню, в который наши предки одержали не только военную победу, но и победу веры, любви к Богу, Церкви и святыням.

В тот самый день – 4 ноября 1612 года – Пресвятая Дева не допустила, чтобы власть политическая оказалась в руках польских захватчиков, а власть духовная – в руках католического священства. Богородица услышала молитву людей, разных по происхождению, вероисповеданию и положению в обществе, но единых в стремлении защитить Отечество и в уповании на Ее помощь. В своей святой – Казанской – иконе Она пришла к людям. Встала во главе русского ополчения и пошла с ним к плененной Москве, чтобы освободить ее, исполнить все то, о чем молил измученный народ.

«Славная победа русского православного воинства изменила историю России. Наше государство живо, потому что тогда, в XVII веке, русские люди нашли силы и мужество отложить взаимные претензии, распри, корыстные интересы, сумели объединиться и победить, – говорит Владыка Пахомий. – Для верующих людей единство возможно только в вере, поскольку вера создала наше Отечество, наш русский дух, русского человека, который поклоняется Христу, чтит традиции предков, любит Господа и Его Церковь. В 1612 году не какие-то абстрактные многонациональные силы освободили Москву и Отечество, а русское ополчение. Да, в него входили представители разных народностей, но именно русские, православные люди объединили вокруг себя остальных. Они – стержень нашего государства. Они выступали под священными знаменами Христа и Его Пречистой Матери, потому как понимали, что человеческим усилием, волей, невозможно исправить положение».

Дева действительно помогла все исправить. Она предстала перед народом и как любящая, нежная Мать, и как воинственная Защитница, Победительница. Она просияла как заря – рассеяла вражескую тьму, уничтожила ложь, боль и страх, дала начало всеобщей радости. Превратила эту радость в громогласное молитвенное славословие, а наш концерт – в размышление об историческом прошлом России, жестоком, но великом, о человеческих судьбах и поистине народной трагедии. К ее истокам совсем близко музыканты подошли в самом конце, исполнив последним номером «Три хора к трагедии Алексея Толстого “Царь Федор Иоаннович”» Георгия Васильевича Свиридова.

Русский человек

Выдающийся композитор XX века так говорил о себе: «Меня спрашивают: какой я? Я русский человек! <…> И этим горжусь». Он не мог ощущать себя иначе. Запах скошенных лугов, нежный голос матери в церковном хоре, теплые руки бабушки, которые не хочется выпускать на службе, воскресные дни в светлом храме…

Детские воспоминания наравне с тонким слухом и вкусом аккуратно, прочно вплелись в академическое музыкальное образование. Талантливый студент Ленинградской консерватории, создавший немало замечательных инструментальных произведений, становится автором вокальной музыки. В его домашней библиотеке можно насчитать две с половиной тысячи книг, а среди законченных работ – бесчисленное количество романсов на слова Есенина, Пушкина, Пастернака, Лермонтова, Шекспира, Беранже, вокально-симфонических циклов, кантат, ораторий, хоровых шедевров. В них композитор искусно соединил мелодическое дарование и точное чувство слова. «У Свиридова мало нот, но много музыки», – так о своем ученике говорил учитель Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Не удивительно, что к творчеству Георгия Васильевича, композитора огромного таланта, Архиерейский хор обращается не в первый раз.

Не сошлись характерами

Прекрасную и огромной внутренней силы музыку Свиридов написал в 1973 году для постановки пьесы Алексея Константиновича Толстого на сцене Малого театра в Москве. После тридцатилетнего забвения и цензурного запрета трагедия «Царь Федор Иоаннович» наконец получила заслуженное внимание и славу. Она покорила артистов, первого исполнителя главной роли Иннокентия Смоктуновского, режиссера Бориса Равенских, а затем и публику глубиной образов, драматизмом изображаемых событий и свежей трактовкой конфликта. Она – лишь часть большой исторической трилогии (1868) о трех русских государях, и потому в ее основе – судьба одного из них, царя Федора Иоанновича.

Над пьесой известный драматург работал вдохновенно и серьезно. В поисках достоверных фактов и деталей он неоднократно обращался к «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Однако Толстой вовсе не собирался следовать сухому и строгому жанру исторической хроники. Отдавшись поэтическому замыслу, он сдвигал временные рамки событий, вводил вымышленных персонажей и в итоге не сошелся с авторитетным историком характерами… характерами главных действующих лиц трагедии – Бориса Годунова, князя Ивана Шуйского и в особенности царя Федора.

По описаниям современников, средний сын Иоанна Грозного не обладал талантом к управлению государством. Символичен в этом отношении и случай, произошедший на церемонии венчания на царство. Не сумев совладать с усталостью, будущий правитель простодушно дал подержать символы власти – шапку Мономаха и державу – Борису Годунову и князю Ивану Мстиславскому. Карамзин изобразил царя Федора человеком слабовольным, с робким умом, но при этом с беспредельной набожностью и равнодушием к мирскому величию. «На громоносном престоле Россия увидела постника и молчальника, более для кельи и пещеры, нежели для власти державной рожденного», – писал он. В этой краткой характеристике историка усматривается некий промысел свыше. В период правления Федора Иоанновича, в 1589 году, произошло знаковое для Русской Церкви событие – учреждение патриаршества, наделившее ее независимостью от Константинополя и влиянием в православном мире… В остальном для тихого, богобоязненного и благочестивого царя власть была обузой.  

У Толстого же Федор стал воплощением бессильной доброты. «Из такого чистого источника, какова любящая душа Федора, истекает страшное событие, разразившееся над Россией долгим рядом бедствий и зол», – отмечал драматург. Нежелание царя подчинять идеалы реалиям политической жизни сделало его безвольным в глазах противников – Годунова и Шуйского, породило интриги и заговоры.

Положение дел омрачила и гибель царевича Дмитрия. Смерть младшего сына Иоанна Грозного стала общенациональным горем, открыла иноземным самозванцам путь к русскому трону, ввергла общество в новый раскол, а страну – в бездну Смуты. Это страшное время вышло на первый план в спектакле, но уже Московского художественного театра. Художественный руководитель постановки Константин Сергеевич Станиславский главным действующим лицом пьесы Толстого признавал «страдающий народ» и «желающего ему добра царя».

О величии народа и могуществе Царицы Небесной

«Три хора» Георгия Свиридова, состоящие из песнопений: «Молитва», «Любовь святая», «Покаянный стих», стали прекрасным дополнением как к литературному творению, так и к постановке в Малом театре. Прозвучав однажды, триптих обрел самостоятельную концертную жизнь. Он сохранил замысел трагедии драматурга и обогатил его множеством интерпретаций.

В музыке находят отражение события, которые предшествовали Смутному времени и победе 1612 года. В ней, как и в пьесе, оживают образы царя Федора Иоанновича, Бориса Годунова и Ивана Шуйского. На фоне стихийных и социальных бедствий, нескончаемых войн с Польшей и Швецией, народных восстаний открываются картины коварной борьбы за престол, нравственные искания, раздумья о греховном бремени власти… А над всем этим парит тихая молитва, сотканная Свиридовым из подлинно древнерусских напевов.

Один из них – напев «Покаянного стиха» – заимствован из рукописи Федора Крестьянина и датирован XVI веком. По мысли самого композитора, созданную им музыку, подобно молитве, и хор, и солисты должны исполнять сдержанно, сосредоточенно, бесстрастно, ведь в ней соединились величие исторического прошлого народа и его духовная сила. В ней соприкоснулись любовь, страдание и искупление. В ней воплотилась вера в могущество Царицы Небесной. Ведь именно Она тысячекратно спасала и спасает Россию – с начала времен и доныне.

 

Запись концерта «Заступница усердная» вы можете послушать в разделе «Аудио».

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: