По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Чудотворец Урала и всея Сибири

Так называют святого Симеона Верхотурского. И воображение рисует как минимум седовласого старца в клобуке, а то и архиерея во всем благолепном богослужебном облачении. На деле – все не так. Земная жизнь праведника была коротка и, на первый взгляд, незатейлива. Но он успел заслужить народное почитание, длящееся уже более трех веков, и прославление во святых. Память его Церковь чтит 25 сентября.

Дворянин и странник

Праведный Симеон появился на свет в начале XVII века и был родом из дворянской семьи. Вероятно, сын благородных родителей мог избрать жизненный путь, подобающий происхождению. Но он удалился за Урал в Сибирь. Прибыв в Верхотурье, нашел этот торговый город слишком суетным и многолюдным и перебрался в село Меркушино, располагающее к простой, тихой и неторопливой жизни.

Здесь сама природа живописного сибирского края направляет ум и душу к богомыслию и отшельничеству. Непроходимые леса с густыми елями и величественными кедрами, неприступные скалы и утесы, бездонные озера и бескрайнее небо – все говорило о величии Творца и побуждало будущего святого славить Бога в молитве.

Он не избирал себе постоянного пристанища, а ходил по селам и деревням странником. Добродетельный муж не терпел праздности и все время проводил в трудах – рукоделии и молитве. Он подавал жителям мест, в которых бывал, пример благочестия и крепкой веры в Бога. Хоть манеры и выдавали в нем благородное происхождение, жизнь он вел самую простую – сам заботился о своем пропитании, весьма скромном, стремился послужить людям трудом своих рук. Зимой он занимался шитьем шуб – весьма востребованный навык в суровых сибирских краях, прекрасный способ принести пользу людям, да и себе пропитание добыть. Летом же удалялся в уединенное место на берегу реки Туры, в десяти верстах от Меркушина, и ловил рыбу.

Скорняк и проповедник

Смиренный праведник стремился к полному нестяжанию, порой граничащему с юродством. Занимаясь своим скорняжным делом, он постоянно переходил из дома в дом, из селения в селение. Часто он тайно покидал одну семью, немного не довершив работы, и переходил к другим людям. За это его осуждали и сначала было подозревали, что он сбежал, недобросовестно выполнив работу или в поисках большей платы. За это нередко блаженному приходилось терпеть гнев и напрасные обвинения.

Со временем крестьяне, которым служил святой, стали понимать, что он поступает так, чтобы совсем уклониться от платы за свой труд. Все лишения, связанные с неимением постоянной крыши над головой, он переносил, славя и благодаря Господа. С людьми же был исключительно приветлив и доброжелателен, во всем, в чем только мог, проявлял любовь и смирение перед каждым.

В храме во имя Архистратига Божия Михаила в Меркушине праведник усердно молил Господа об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву он соединял с подвигом коленопреклоненного стояния на камне в дремучей тайге. Камень этот сохранился до наших дней. По окрестным селениям праведный Симеон ходил с благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Небесном граде Иерусалиме. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили подвижника за его чистое житие. Благодатью Божией он пробудил в их сердцах стремление к исправлению жизни, стяжанию добродетелей, вере во Христа.

Так подвизался праведный Симеон до конца своей жизни. Кончина его последовала около 1642 года, ему не было и сорока лет. Честное тело святого захоронили в Меркушине недалеко от любимого им Михайловского храма. Спустя полвека его служители и прихожане заметили, что гроб праведного стал подниматься из земли. Все были поражены этому явлению, но еще более удивились, когда сквозь расщелившиеся доски гробовой крышки увидели нетленные останки.

«Подобен древним святым»

В ту пору в окрестностях уже не осталось людей, которые могли бы припомнить имя праведника. Но благоговейное почитание его мощей все более усиливалось, ведь от них стали совершаться чудотворения и исцеления. Сибиряки просили Господа открыть им, что за тайный чудотворец явлен им в утешение и укрепление веры. Да и Богу не было угодно, чтобы забыт был на земле тот, кто все земное забыл ради Него.

Тогда митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692–1700) послал людей для освидетельствования фактов происходящих чудес и исцелений. Один из них, иеродиакон Никифор (Амвросиев), в дороге молился Богу и незаметно задремал. В тонком сне перед ним предстал русоволосый человек среднего возраста с добрым взглядом и в белых одеждах. На вопрос Никифора: «Кто ты?» – явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», – и стал невидимым.

Владыка Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры православной».

На обратном пути он стал молить Господа, чтобы Тот открыл ему имя неизвестного подвижника. И задремав, увидел «множество народа, состязание творящих, о взыскании имени того праведника», и до владыки донесся глас: «Симеоном зовут его!». После этого сомнений об имени праведника больше не осталось.

Милостивый чудотворец

В «Иконописном Подлиннике» значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

В 1704 году мощи святого праведного Симеона Верхотурского перенесли в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В 1920 году останки опечатали, а после изъятия в 1929 году из Свято-Николаевского монастыря они долгие годы скитались по краеведческим музеям Свердловской области. На территории монастыря десятилетия действовала колония для несовершеннолетних преступников.

В декабре 1989 года Верхотурский Николаевский монастырь вернули Русской Православной Церкви, и в нем стала возрождаться духовная жизнь. Во время празднования 1000-летия Крещения Руси нетленное тело праведного Симеона передали архиепископу Мелхиседеку, в то время возглавлявшему Екатеринбургскую епархию.

Вскоре святыню при стечении духовенства и верующих торжественно внесли в храм Всемилостивого Спаса в Екатеринбурге. А спустя три года мощи величественным крестным ходом пронесли по улицам города, после чего повезли в Верхотурье. Так после 70-летнего изгнания и мытарств по музейным запасникам святые и чудотворные мощи праведника вернули в Николаевский монастырь.

И ныне по молитвам праведного Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь и утешение верующим. Поток богомольцев к местам жизни, кончины и пребывания мощей святого не иссякает.

 

Татьяна Уютова
Поделиться в: