Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Причастие ребенка – личный труд, личный выбор?

На вопросы наших подписчиков в социальных сетях продолжает отвечать секретарь Епархиального управления Покровской епархии и отец пятерых детей священник Виктор Тихонов. Он делится и пастырским, и родительским опытом, но при этом хорошо понимает – в воспитании детей нет готовых рецептов. Здесь многое зависит от обстановки в семье и доброй воли родителей.

– Отец Виктор, мама двух подростков девяти и тринадцати лет спрашивает, должны ли ее дети строго поститься три дня перед Причастием или допустимы какие-то послабления?

– Это тонкий вопрос, потому что ответ на него зависит от многих факторов – обстановки в семье, уровня ее воцерковления, отношения детей к храму. По-хорошему тринадцатилетнему подростку, конечно, нужно поститься на общих основаниях, как взрослому. Но тут нужно индивидуально смотреть, чтобы не отбить у него желания причащаться, чтобы подготовка не стала неудобоносимым бременем.

Если в семье постятся в среду и пятницу и причащаются регулярно, можно добавить еще пост в субботу, накануне Причастия. Для кого-то и один день вполне допустимо попоститься, тут нужно смотреть на уровень ребенка, говорить с ним. И не забывать, что наша цель не воздержание от продуктов, а воспитание у детей стремления быть со Христом, подходить к Чаше.

– А что касается молитвенного правила, здесь какая мера для детей этого возраста?

– Опять же нужно смотреть, Есть дети, которые любят читать молитвы и у них хорошо получается. А есть те, кому подобное чтение дается с трудом. В девять лет можно ограничиться и только молитвами ко Причастию. Хорошо, если все в семье готовятся к Таинству, тогда кто-то читает, остальные слушают. Дети могут в это время и посидеть, особенно если после продолжительной службы они устали.

Подготовка к Таинству не должна становиться грузом неподъемным, мы не должны препятствовать детям приходить ко Христу. Во всем должна быть мера, которая увеличивается по мере внутреннего взросления. У подростка должно формироваться личное отношение, он уже сам себя должен понуждать. Иначе ценности в таком участии в таинствах не будет, оно превратиться лишь в выполнение обязанности по отношению к папе и маме.

Вспоминаю, как две сестры – воспитанницы воскресной школы – в какой-то момент честно сказали, что не вмещают уже выполнения всех правил. И они на некоторое время отошли, но потом стали уже сознательно ходить на службы, исповедоваться, причащаться. По-всякому бывает.

– Как известно, ребенок исповедуется приблизительно с семи лет. Поделитесь опытом, как подготовить его к тому, что в отроческом возрасте ему нужно и поститься будет? Ведь младенец привык подходить к Чаше часто и без особых трудов.

– Лет в пять ребенок уже вполне отказывается от еды перед Причастием. Наш шестилетний Дима постится вместе со старшими братьями день перед Причастием, отказывается от скоромных продуктов. Конечно, мы не так уж строго за ним следим, но он старается воздерживаться.

Старшие Иван (10 лет) и Илья (9 лет) в этом году сами решили поститься со взрослыми Великим постом, это был их личный выбор. И потом с такой радостью Пасху встретили! Они поняли, что это здорово – преодолеть себя, в чем-то отказаться.

– Молитвы перед Причастием сложны для детского понимания. Как сделать их чтение осмысленным?

– Сложно – обсуждать нужно, но не всегда времени и сил хватает. Пытаюсь объяснять детям суть происходящего. Говорю, мы в молитвах просим Господа, чтобы Он ниспослал нам Свою благодать, чтобы мы были вместе с Ним.

– Родители подростков должны все-таки контролировать частоту причащения детей или отпустить их полностью на свободу, оставить на их усмотрение?

– Конечно, контролировать. Исподволь, не навязчиво, деликатно: «Впереди праздник, сынок. Ты как? С нами?».

– Ваши дети учатся в школе, они видят, что другие дети не причащаются, не исповедуются. Есть ли у них переживания, вопросы по этому поводу?

– Да, такие вопросы могут возникать. Стоит с детьми говорить побольше, контакт находить. Объяснять – все, что мы имеем в этой жизни, дал нам  Господь. И нам нужно быть благодарными, откликаться на Его призыв. 

Я честно говорю: «Да, сынок, моя жизнь отличается от жизни других людей. И вы тоже ее участники. Ты стыдишься меня?» «Нет, пап, пусть они что хотят говорят», – слышу в ответ. Понимаете, если в семье есть любовь, традиции, они перевесят любые внешние неприятности. А если этой опоры нет, ребенку будет очень тяжело, он будет более зависим от внешнего мира.

Мы вновь возвращаемся к проблеме семейных отношений, традиционного уклада, в котором ребенок чувствует себя как за каменной стеной. Он знает, что бывают разные люди, они могут разные мнения иметь. Но у меня есть мерило – моя семья.

– Еще одна мама задает вопрос: тяжело ребенка удержать во время богослужения от баловства, что делать?

– Думаю, что с маленьким ребенком не стоит находиться в храме всю службу. Нужно прийти, помолиться, поставить вместе свечи, а потом выходить на улицу. И постепенно увеличивать время пребывания в храме. А то можно увидеть такую картину – родители молятся, а ребенок при этом кричит, пищит. Так быть не должно.

Конечно, маме приходится жертвовать собой, своей личной молитвой, желанием побыть в храме. Матушка у нас, к примеру, с маленькими детьми входит на улицу, старается и там молиться, как может. Иногда объединяется с другими мамами, которые дают возможность друг другу хотя бы немного постоять на службе. Или прихожане помогают. Непросто, но это время все же быстро проходит, дети растут.

– Но, к сожалению, вырастая, не все дети открывают для себя службу. И вечернее богослужение остается для них лишь возможностью помазаться освященным маслом…

– И здесь все от семьи зависит. Вечернее богослужение для маленьких детей сложно для понимания, оно скорее для подростков и взрослых. Нужно разбирать с детьми ход службы, чтобы для них это был осознанный труд. Непросто это все, ведь у нас во многих семьях сами родители недавно воцерковляются, они сами еще мало чего знают.

Потом взрослые люди во время вечернего богослужения остаются, наконец, наедине с Богом, чувствуют покой, радость, стараются помолиться. А ребенку это непонятно, ему двигаться хочется. Вечернее богослужение требует большого внимания, как этому научить? Аккуратно, последовательно, без перегибов.

 

Марина Шмелева
Поделиться в: