Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

О чем рассказала открытка

Рождественская открытка 1909 года попала мне на глаза случайно на одном из интернет-аукционов. Обычно на дореволюционных праздничных открытках были прелестные изображения детей или ангелов, но на этой – репродукция натюрморта Макса Отто Бейера с охотничьими трофеями. Адресована открытка священнику Красного Кута Иоанну Стефановичу Орлову. Вернее, его дочери Екатерине.

Поиски автора

Открытка меня очень заинтересовала. Священник Иоанн Орлов – значимое имя для верующих Красного Кута. Отец Иоанн Стефанович Орлов был сыном дьякона, родился в селе Соке Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в 1868 году. Окончил курс в Симбирской духовной семинарии, а в село Красный Кут был перемещен 29 мая 1903 года с назначением на должность благочинного 5-го округа.

Мы с руководителем «Народного музея села Ахмат Краснокутского района» Галиной Евгеньевной Кузьмичевой решили приобрести открытку для музея. Вот ее текст:

«Здраствуй! Катя

Проздравляю тебя с Р<ождеством> Христовым и желаю провести время весело. Катя, напиши мне, как вы доехали, и напиши, сколько у тебя по ариф<метике>.

До свиданья.

Адрес мой: Село Емантаево той же волости Бугурус<ланского> уезда С<амарской> губ. Псаломщику Чеб<ачеву>. Пиши письма.

Станция село Красный-Кут Новоузенского уезда

Священнику Иоанну Стефановичу о.Орлову

Прошу передать Екатерине Ивановне

Г-же Орловой

02.01.1909 – 07.01.1909»

Вначале у меня было предположение, что Орловым пишет родственник, у которого гостила девочка. Удалось выяснить, что псаломщик с. Емантаево (ныне Абдулинского района Оренбургской области) Родион Степанович Чебачёв родился в с. Кирсановке Бугурусланского уезда 3 ноября 1869 года в крестьянской семье. Был допущен к исправлению должности псаломщика с обязательством усердно заниматься обучением детей пению в церковной школе и завести церковный стройный хор певчих. В семействе у него были жена Наталья Николаевна и 9 детей.

Послужные списки служителей в клировых ведомостях опровергали предположение: у этих семей никак не находилось ничего общего. Пришлось снова браться за более тщательное изучение ведомостей. И нашелся ответ: зимой 1908-1909 года и дочь отца Иоанна Орлова Екатерина, и дочь псаломщика Родиона Чебачёва Феоктиста учились в 4-м классе Самарского епархиального женского училища. Открытку прислала Феоктиста своей училищной подруге во время рождественских каникул. Об этом можно было догадаться по неустоявшемуся девичьему почерку с ошибками, он отличался от почерка псаломщика, отшлифованного переписыванием тысяч листов документов.

Училище девиц духовного звания

В период 1851–1918 годов все саратовское Заволжье относилось к огромной Самарской губернии (Красный Кут лежал в 430 км юго-западнее Самары, Емантаево – в 310 км восточнее). В тех же границах, что и губерния, находилась и Самарская епархия. В Самарское епархиальное женское училище приходилось ехать служителям, которые хотели отдать своих дочерей в обучение.

Самарское епархиальное училище было открыто в 1864 году и сначала называлось «училищем девиц духовного звания». Обучались девочки шесть лет, в параллели было по два класса, которые назывались «штатный» и «параллельный». Училище относилось к типу полузакрытых женских учебных заведений, преимущественно для дочерей православного духовенства.

В епархиальных училищах ведущая роль отводилась не столько обучению, сколько воспитанию «достойных супруг служителей престола Господня и помощниц им в деле нравственного христианского образования прихожан». Такое особое нравственно-религиозное образование сильно отличалось от того, которое давали тогда в женских институтах, где девочек готовили к блеску светской жизни.

Оставалась неясность: Екатерина родилась в 1892 году, Феоктиста же в 1893-м; Феоктиста поступила в училище в 1906 году, когда Екатерина уже закончила первый класс. Как же они оказались вместе? Ответ дало постановление Совета училища от 26 мая 1908 года, утвержденное Его Преосвященством и опубликованное в Самарских епархиальных ведомостях: «Оставляются в том же классе, по болезни и прошению: воспитанницы 3-го параллельного класса Добронравова Валентина, Надеждина Зинаида и Орлова Екатерина». Таким образом, все точки были расставлены: после болезни Екатерина вынуждена была остаться в 3 классе, и с 1 сентября 1908 года девочки стали учиться вместе.

Будущие жены, будущие педагоги

Жизнь воспитанниц в училище ежедневно строилась по строго определенному порядку: в 7 часов утра воспитанницы вставали, затем справляли каждая свой туалет и шли на общую утреннюю молитву, которая всегда совершалась в 8 часов. Пили утренний чай с белым хлебом, и после этого начинались классные занятия. В 11:20 дня (во время большой перемены) воспитанницы завтракали (чай с холодной закуской), в 14 часов – обед, состоящий из трех блюд, затем в 17:00 чай с белым хлебом и в 21:00 – ужин из двух блюд.

Воспитанницы 1 класса ужинали в 20:30 вечера и после молитвы ложились спать, воспитанницы же прочих классов ужинали в 21 час, после чего совершалась общая вечерняя молитва. Воспитанницам старших классов дозволялось заниматься после ужина до 22:30 вечера, после чего и они шли спать.

В училище была введена 5-урочная система классных занятий: каждый урок продолжался 50 минут с переменами. Уроки по этому расписанию начинались в 8:30 утра и оканчивались в 13:40. По возможности учитывалось, чтобы наиболее трудные предметы чередовались с наиболее легкими.

В училищах была введена школьная форма: темно-зеленое шерстяное платье с белым воротником и черным фартуком; в праздничные дни полагался белый фартук. Любые вольности в одежде: ленточки, кружева, бархотки, заколки – жестко пресекались, считаясь признаком кокетства. Первостепенное внимание в училищах уделялось воспитанию скромности и христианского благочестия. Воспитанием девочек занималась классная дама, осуществлявшая постоянный контроль за поведением воспитанниц.

Поскольку девушек готовили, прежде всего, в жены священникам, то с целью приучения воспитанниц к соблюдению чистоты, порядка и опрятности в жилых помещениях на них возлагались различные дежурства по классным и спальным комнатам и по столовой. Воспитанницы сами убирали за собой свои постели, шили и чинили свое белье и платья. Воспитанницы последнего 6 класса ежедневно по очереди назначались дежурными но хозяйству. Для этого они вместе с экономом училища выдавали из кладовой провизию для стола, записывали в особую книгу, какие блюда готовились к завтраку, обеду и ужину, сколько нужно и сколько пошло различных припасов на эти предметы, с обозначением цены и стоимости каждого продукта. Весной воспитанницы занимались посадкой цветов в небольшом училищном садике.

Для ознакомления с общими и примитивными способами ухода за больными воспитанницы 6 классов ежедневно по очереди в послеобеденное время посещали училищную больницу, где под руководством и наблюдением фельдшерицы делали больным перевязки, давали лекарство и знакомились с тем, как надо обращаться с больными.

В конце 1860-х годов, в эпоху перемен, выпускницы епархиальных училищ получили право на педагогическую деятельность, что значительно поменяло представление о возможной деятельности девушки после получения образования. Для ознакомления с преподаванием был введен предмет «Дидактика» (два урока в неделю). Воспитанницы 5 класса, начиная с конца сентября, посещали ежедневно по очереди церковно-приходскую школу для наблюдения за преподаванием школьных предметов и вообще всей жизни школы.

Воспитанницы 6 класса также поочередно посещали школу. Две из посещавших школу воспитанниц давали урок в присутствии своих подруг, которые продолжали его на следующий день. О содержании своего урока каждая воспитанница узнавала накануне в школе, где и запасалась нужными для подготовки книгами. Вечером же в училище обыкновенно приходила учительница школы, от которой практикантка и получала необходимые наставления.

Героини нашего очерка закончили училище в 1912 году, получив звание домашних учительниц, и разъехались по родным местам. Феоктиста Чебачёва непосредственно использовала знания, полученные в училище, и служила учительницей в церковно-приходской школе. Екатерина Орлова решила продолжить обучение и поступила на высшие женские курсы в Петрограде.

Геннадий Кузнецов

Поделиться в: