Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Во успении мира не оставила еси»

В конце августа мы встречаем величественный и последний в церковном году праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Необыкновенно красиво богослужение, необыкновенно красива готовящаяся к осеннему увяданию природа, вспыхнувшая напоследок яркими красками. 28 августа мы снова видим, что смерть не имеет никакой власти. Пречистая Дева предает душу в руки Своего Божественного Сына, становится нашей молитвенницей и заступницей. О Божией Матери и празднике Успения рассказывает благочинный Краснокутского округа протоиерей Александр Писларь.


— Отец Александр, скажите, почему христиане так почитают Божию Матерь и так любят Богородичные праздники?

— Православная Церковь с особым благоговением почитает Пресвятую Деву Марию за величайшую степень святости, в которой Она превзошла человеческую и даже ангельскую природу. Благодаря духовной чистоте, глубочайшему смирению и вере Она была избрана от всех времен и народов для великой тайны воплощения Предвечного Бога Господа Иисуса Христа.

В святоотеческом учении говорится о двух ключевых моментах участия Пречистой Девы в тайне Боговоплощения: Ее предызбрании Предвечным Советом Божиим и Ее личном подвиге.

Еще в первые века на Вселенских Соборах Церковь отвергла представление о том, что Богородица была безгласным орудием в проявлении Божественной воли. Напротив, святые отцы учили, что Ее святость — не только плод Божественного предызбрания, но и результат личного духовного подвига. Без Ее смиренного согласия Боговоплощение не могло быть осуществлено. Святитель Филарет Московский сопоставляет творческое слово Бога, приведшее в бытие мир, с произнесенным Богородицей словом «буди», сделавшим возможным Боговоплощение. Совершить это великое дело могла только Та, Чья святость превзошла всю ветхозаветную праведность и всякое доступное человеку совершенство.

uspenie[1].jpg— Из какого источника мы узнаем о земной жизни и об Успении Божией Матери?

— В Новом Завете содержатся только отдельные эпизоды, касающиеся личности Пресвятой Девы. Основные сведения о земной жизни дает Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетические памятники и гимнографическое богослужебное наследие. Первичным источником внебиблейских сведений о жизни Богоматери являются апокрифы: «История Иакова о рождении Марии», «Евангелие детство», «Книга Иосифа плотника» и «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Пресвятой Богородицы». В течение веков Церковь очищала апокрифические материалы, связанные с образом Богородицы, формируя единое и внутренне непротиворечивое Предание о земной жизни Девы Марии. Постепенно дни главных событий Ее жизни вносились в годовой богослужебный круг. Церковное Предание о жизни Девы Марии стало источником вдохновения для знаменитых гимнографов — святителя Андрея Критского, преподобных Иоанна Дамаскина и Косьмы Маиумского. А сказания нашли отражение в проповедях святителей Иоанна Златоуста и Григория Паламы, преподобного Ефрема Сирина и других учителей Церкви.

Что касается успения Божией Матери, то основным источником служит апокриф «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Пресвятой Богородицы». Это древнее сочинение, из которого мы узнаем, что в последние дни земной жизни Богоматерь жила в Иерусалиме. За три дня до кончины Деве Марии явился Архангел Гавриил, через которого Господь открыл Свою волю. В день успения апостолы, находившиеся в различных странах мира, были перенесены Божественной силой в Иерусалим, чтобы быть рядом с Божией Матерью. Единственным апостолом, который не мог присутствовать при успении, оказался Фома. По истечении трех дней после успения и погребения тела Пречистой Девы апостол Фома прибыл в Иерусалим. Апостолы решили открыть гробницу, чтобы и он мог попрощаться с Богородицей. На месте погребения ученики Христовы не обнаружили тела, но нашли благоуханные одежды Богородицы. Именно на этом событии основывается вера Православной Церкви в то, что Божия Матерь воскресла в третий день и телесно была вознесена на Небеса, где села одесную Своего Сына как Царица Небесная.

— В чем заключается смысл праздника?

— Этот церковный праздник является для христиан прославлением Девы Марии как Царицы Небесной, Которая по Своем Успении вместе с телом была вознесена на Небо и, приняв под Свое покровительство род человеческий, ходатайствует за него перед Богом. Успение означает, что смерть — не конец человеческой жизни, а начало прославления и восхождения в нетление.

— Отец Александр, когда Церковь начала праздновать это событие?

— Праздник Успения отмечается с древнейших времен. В IV веке он уже являлся повсеместным. Об этом свидетельствуют древнейшие календари. Первоначально праздник совершался 31 января по новому стилю. Всеобщее празднование 28 августа было установлено при императоре Маврикии в 582 году. И только с VIII века гимнографы создают каноны, посвященные празднику.

— Почему кончину Божией Матери называют успением?

— Слово «успение» имеет отношение не к смерти, а ко сну, указывая на то, что день кончины Пресвятой Богородицы стал для Нее днем перехода от смерти к бессмертию. И хотя в силу общего для человеческого естества закона душа Божией Матери и отделилась от тела, Господь избавил его от тления и власти смерти.

— А что нам известно о земной жизни Богоматери?

— Церковное Предание свидетельствует, что Пресвятая Дева родилась в Назарете у немолодых и бездетных супругов — святых праведных Иоакима и Анны. Ее рождение стало завершением многовекового приуготовительного периода, в течение которого Бог избирал на служение праведников, и они отвечали на это подвигом веры.

Церковное Предание представляет значимые события в жизни Богородицы. В трехлетнем возрасте родители привели Ее в храм, где Она оставалась до двенадцати лет. Когда приходит время вступить в брак, Мария объявляет первосвященнику об обете девства. Из уважения к обету и для того, чтобы юная Дева не осталась без попечения, Мария обручается престарелому плотнику Иосифу. Важнейшим событием земной жизни Богородицы становится Благовещение. Именно произнесенное Богородицей слово «буди» стало главным шагом человечества навстречу Богу.

— В католичестве есть догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Почему Православная Церковь его отвергает?

— Почитание Пресвятой Богородицы в первом тысячелетии было практически одинаковым как на Востоке, так и на Западе. Но, начиная со второго тысячелетия, в Западной Церкви стали формироваться взгляды на природу Божией Матери, которые шли вразрез с представлением древней неразделенной христианской Церкви. Одним из них стал догмат о непорочном зачатии Богородицы. Примечательно, что догмат был провозглашен без созыва Собора папой Пием IX в 1854 году. Согласно догмату, Богородица хоть и родилась в результате естественного зачатия, но была освобождена от первородного греха ради Своего Сына. То есть догмат, который принят с самой благой целью, подрывает основы христианского учения о спасении. Во-первых, он утверждает возможность спасения, всецелой святости и непорочности человека без искупительной Жертвы Христа. Во-вторых, принижает личный подвиг святости Божией Матери, в который всегда веровала Православная Церковь.

— Отец Александр, расскажите об иконографии праздника.

— На некоторых иконах праздника Успения Божией Матери мы видим три Ее образа. Во-первых, это Пресвятая Дева, лежащая на смертном одре. Во-вторых, это Ее душа в виде младенца, которую Христос держит на руках, и, в-третьих, это Богородица, воскресшая телесно и находящаяся одесную Своего Сына. Таким образом, икона праздника передает учение христианской Церкви о том, что Пресвятая Дева, не избежав телесной смерти, как и любой человек, была по воле Господа воскрешена, освобождена от посмертных мытарств и сделана нашей заступницей.

— Что может заинтересовать нас в гимнографии праздника?

— В богослужебных текстах праздника смерть Богородицы воспевается как блаженное успение, восхождение к жизни и ее Источнику — Богу. Кондак праздника: «В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную» говорит, что гроб и смерть не удержали Богородицу, ведь Господь переселяет Ее к жизни как Матерь Жизни.

Церковь прославляет Божию Матерь и во всех богослужениях годового круга. Вспомним, что самым первым церковным праздником является Рождество Пресвятой Богородицы, а самым последним — Успение. Между ними находится Введение во храм и Благовещение. Также в Церкви установлены празднования памяти многих икон Пресвятой Богородицы. В течение богослужений суточного круга можно услышать, что и на вечерне, утрени, полунощнице, повечерии и часах звучат молитвы, посвященные Богородице. Например, в канонах, поющихся на утрени, каждая песнь заканчивается тропарем Божией Матери. А на вечерне, как и на утрени, каждый стихирный цикл заканчивается песнопением о Пречистой Деве.

— Праздник Успения имеет развернутый чин богослужения и последование погребения, которое схоже с погребением Спасителя…

— Действительно, богослужение имеет особенности: к празднику присоединяется чин погребения, составленный по образцу службы Великой Субботы. Во время богослужения, которое сопровождает это последование, в центр храма выносится плащаница. На ней изображено положение Богородицы во гроб. Перед плащаницей читаются похвалы, подобные похвалам Великой Субботы. Затем вокруг храма совершается крестный ход с Плащаницей. Чин погребения Божией Матери известен в Греческой Церкви с XV века, а в Русской он стал совершаться только с XVI века.

Беседовала Дарья Хохлова

 

Дарья Хохлова
Теги: Успение Пресвятой Богородицы.
Оставить комментарий
Поделиться в: