Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Священник Вячеслав Москалёв о проживании потери, молитвах за усопших и "посмертных" суевериях

На вопросы, связанные с потерей близкого и молитвой за усопших, отвечает клирик Свято-Троицкого кафедрального собора и храма в честь Преображения Господня города Покровска (Энгельса) Саратовской области священник Вячеслав Москалев.

– Распространённое выражение «время лечит», но как преодолеть скорбь при потере близкого человека?

– Случается, конечно, когда мы расстаёмся с любимым, близким нам человеком, печаль, грусть нападают. Но я буду вести речь с позиции верующего человека, православного христианина, священника, поэтому мы называем врачом не время. Мы говорим, что не время лечит, а лечит Сам Господь и вера. Наше утешение в вере, в Господе нашем.

Должно быть верное понимание произошедшего. Святое Писание, наша вера нас учат – смерть не конец, а, по сути, начало. По всей видимости, печаль и скорбь образуются из нашего неверного понимания события – упокоения нашего близкого родственника. У неверующего свои представления – как винегрет или целая солянка в голове из всего, что где-то услышал и узнал. А мы, верующие, основанием жизни, краеугольным камнем полагаем Господа Иисуса Христа.

Господь сказал, что мы не умрём, окончание земного пути – переход к жизни вечной. Мы по-человечески что-то планировали, рассчитывали, надеялись на что-то, у нас сложилась привычная, обыденная жизнь, и нам грустно расставаться с близкими, с друзьями.

Из Евангелия мы знаем, что Господь тоже скорбел по усопшему Лазарю, как Человек. По прошествии времени мы по-другому отнесёмся. Если ослаб в вере, если колебания какие-то, то куда грусть и печаль денется? А если человек верующий, то понимает: да, мы расстались, но это расставание временное. При таком подходе скорбь должна обратиться в радость.

– Говорят, что самое большое горе  пережить своих детей. Что бы Вы сказали в утешение скорбящим родителям?

– От смерти мы часто отворачиваемся, прячем лицо, закрываем уши, не желаем говорить и слышать о ней. Происходит это потому, что смерть противоестественна. Бог сотворил человека для жизни вечной, но нам надо изучить всё это, весь урок жизни пройти, не перескакивая тему смерти, не отводя от неё глаз, понять, что это коснётся каждого. Я всегда говорю прихожанам: «Дорогие мои, Христос прошёл через это, значит, и нам надо».

Потеря ребёнка большое горе. Но мы должны задать себе вопрос: где написано, что наши дети должны пережить своих родителей, что должны пройти испытание смертью, окончить жизненный путь после взрослых? Мы сами для себя придумали это, решили так.

Верующим родителям говорю: давай разберёмся, вот молитва, которую нам Господь дал «Отче наш». Мы всегда, изо дня в день, повторяем слова «да будет воля Твоя». В этом есть высочайшая степень доверия – «да будет воля Твоя», я признаю, что Ты премудрый. Не я, а Ты премудрый! Ты, Господи, знаешь, кому и когда лучше, в какое время, в какой срок покидать землю.

Здесь ответ во мне, в моём доверии: я вручаю себя полностью «в руце Твои», даю сердце своё, ведь Господь говорит нам: «Даждь Мне сердце твое». Не часть, не уголок сердца, а полностью себя нужно вручить в руки Божии. Мы живём, создаём семью, рожаем детей, воспитываем, поднимаем их, случается, провожаем их… Да, такое бывает, но «да будет воля Твоя».

О каждом человеке свой план, этот план человеку непонятен, потому что невозможно рассмотреть гору, находясь в низине. Это только по прошествии некоторого времени открывается понимание: «Да, Господи, действительно, так было нужно». Многие понимают, что Господь ничего не делает так просто, в полумеру, а делает в лучшее время. Почему призвал эту душу к Себе? Потому что Господь знал наперёд. А устраивать спор с Богом – только во вред себе. Представьте, что ребёнок встал утром и говорит маме: «Зачем мне эта школа, не хочу идти сегодня и завтра». Ему мама объясняет, почему важно учиться, зачем все ходят в школу, и просит порадовать своими оценками, хорошим поведением. Если человек искренне принимает слово Божие, доверяет Господу, то в этом доверии и принятии есть утешение. Если ты христианин, ты – живой, и умираешь в жизнь вечную. В кого ты крестился? Во Христа, и дитя твое тоже, а Христос победил смерть. Вот и утешение.

Конечно, я разделяю скорбь по-человечески с родителями, потому что дети – плоть от плоти их. Когда начинаем разбирать ситуацию, говорю: вы пришли за утешением, давайте смотреть, что Господь сказал нам. Не умрет, кто с Господом, кто крещён, кто будет веровать, вот слова Господа: «Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный» (Ин. 5, 24).

У многих искаженное представление о смерти. Часто даже у верующих и давно ходящих в храм людей сформировалось представление о смерти как о страхе, ужасе. Не потрудившись почитать святых отцов, пообщаться со священниками, вникнуть в Священное Писание и толкование Евангелия, они составили своё представление о смерти, как о чем-то страшном, а надо же понять, что за смертью сразу жизнь со Христом. Со Христом встретитесь, и уже там времени нет, а есть радость бесконечная. Там все встретитесь. Если спокойно об этом поговорить, спокойно разобраться, то придёт понимание, что это настоящая радость, которую никто не может дать, кроме Христа.

– Как правило, в доме усопшего завешивают зеркала. Якобы душе усопшего больно смотреть в зеркало. Как относиться – как к традиции или суеверию?

– Вы сказали про зеркало, а я встречал, когда накрывают и телевизоры, и любую отражающую поверхность. Конечно, это суеверие. Стоило бы прикрыть зеркало по другой причине. Проходя мимо зеркала, женщина может невольно остановиться, взглянуть на своё отражение, чтобы поправить причёску, это отвлекает внимание, а в такие дни надо сосредоточиться на молитве об усопшем.

Мы, православные христиане, провожаем людей, отпеваем. И детей надо брать с собой в храм, на кладбище, не надо их прятать, скрывать от них панихиды, моменты, когда навещаем близких на кладбище, молимся на родительских заупокойных службах. В городах особенно принято считать, что похороны, отпевание калечат психику, могут нанести травму малолетним детям. Совершенно неверное мнение. Ребенок – это хоть и маленький, но уже думающий, разумный, размышляющий человек. Я веду разговор с позиции верующего человека, а у нас рождение, восхождение – всё происходит в храме. Мы рождаемся в купели, растём, причащаемся в храме, и в храме нас провожают – это всё естественное дыхание нашей жизни. Ребёнок растёт и понимает, что мы все однажды пройдём этот путь, задаётся вопросом, как эту жизнь прожить, как увидеть свет, попасть в Царствие Небесное. Вот что важно. А мы любим сочинять свои законы с дополнениями, якобы оберегая детей от травм.

– Имеет ли значение цена гроба, ограда? 

– Приходится встречать на кладбище – могилочка скромная, а рядом роскошное мраморное надгробье. Конечно, люди разнятся по положению в обществе, по материальному достатку. От переизбытка любви, внимания, может быть, соорудили такое надгробие, ограду. Я бы строго не стал судить.

Хотя с православной точки зрения, наверное, лучше придерживаться срединного подхода – всё должно быть в рамках, не должно быть как излишества, так и глубокой скудости. Надо придерживаться того же принципа, как мы в храм собираемся на службу: выбирать скромность, а не подчёркивать своё материальное положение, роскошь, мол, вот какой я, и такой наряд могу позволить себе, и такой. В организации панихиды, похорон – то же самое.

Давайте обратимся к Евангелию: «Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: горе вам, книжники и фарисеи, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы» (Лк. 11, 47–48). Это же всё внешнее, а если задуматься – в этих мраморных саркофагах немалые средства просто заморожены. А если часть этих денег детскому дому передать, в храм или на любое другое доброе дело? Тогда бы деньги заработали. Господь дал человеку достаток, возможность проявить добрые дела, а эту возможность закопали, заморозили. Может, надо и так подумать.

Прискорбно, когда люди, надрываясь, а ещё между собой и ссорясь, кредиты берут… Дорогие мои, важнее и полезнее будет, если вы для своих родственников не надгробье дорогое поставите, а еду за них раздадите, кого-то накормите, оденете, что-то полезное для окружающих и храма сделаете.

– Можно ли на могиле ставить фотографию?

– На крест нельзя ставить фотографию. Крест обязателен на могиле, на Кресте Христос распят был за нас. Крест указывает, что здесь покоится христианин, что мы ждём пришествия Христа. Покоятся мощи храма Божьего, потому что человек причащался Христовых Таин, это храм Духа Святого.

Фотография необязательна, нет такого канонического указания. Фотографию можно установить где-то рядом, но, повторюсь, не на кресте. Просто надо чётко и ясно понимать, что, когда мы встретимся в «будущем веке», Господь всё изменит, но мы друг друга узнаем, и уверяю, что все усопшие будут выглядеть гораздо лучше там, в Царстве Небесном, чем на самой удачной и красивой прижизненной фотографии.

– Иногда говорят: отошёл на Пасху или на какой-то другой православный праздник, наверное, праведно жил и кончина такая праведная. Правильно ли связывать дату смерти с достойной кончиной?

– Давайте наш календарь откроем: каждый день в Православной Церкви празднование и почитание святых. Что же они все на Пасху упокоились? Или на Рождество Христово или в Светлую Седмицу? Нет, конечно. Господь призвал каждого из них в тот день, когда они готовы были, когда Господь посчитал нужным. Другое дело, когда совпадает кончина нашего родного с большим церковным праздником, люди стараются увидеть некий знак. Порой мы много внимания уделяем внешнему. Хотя, может быть, при таком совпадении люди ищут утешения. Близкий и любимый человек закончил земной путь в важный праздник Церкви, теперь его душа в Царствии Небесном. Но я бы так не связывал дату смерти по той простой причине, что у нас каждый день праздник.

Я бы больше посоветовал задуматься не над совпадениями, датами, а спросить: живёшь ли ты по-христиански, любишь ли ближнего больше, чем самого себя, исполняешь ли ты заповеди, а не так – живём как живётся, обижаем всех подряд, тянем одеяло на себя, всё себе любимому и дорогому. А потом на смертном одре лежишь и просишь: «Ой, Господи, мне бы на Пасху умереть!» Надо жить по-христиански, а не о дате смерти думать.

Продолжение следует ...

Беседовала Александра Грипас

Теги: молитвы за усопших, как молиться за усопших, как пережить потерю, Родительская суббота, поминовение усопших, священник Вячеслав Москалёв.
Поделиться в: