Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Духом всегда буду с вами

Трижды в год, в том числе и 27 августа, Православная Церковь почитает память преподобного Феодосия Печерского, основателя общежительного монастырского устава и «родоначальника монашества в Русской земле».


Жизненный путь преподобного Феодосия известен нам по житию, написанному в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором Летописцем.

Будущий подвижник родился в начале XI века в городе Василькове Киевской области в богатой семье княжеского слуги. Детские и отроческие годы юного Феодосия прошли в Курске. Мальчик сильно отличался от ровесников: он не участвовал в детских играх, одевался в рубище. Подрастая, стал интересоваться Священным Писанием. Обеспокоенные родители уговаривали Феодосия предаваться детским забавам, одеваться поприличнее, но он не реагировал на эти уговоры.

После смерти отца дом вела мать Феодосия, женщина весьма сурового нрава. Она очень любила сына, но любовь ее была по-человечески страстна и требовательна. Она хотела видеть сына продолжателем отцовских занятий, юноша же мечтал о монашестве. Мать всячески препятствовала его стремлению к подвижнической жизни — однажды даже заковала его в кандалы, узнав, что он собирается в паломничество на Святую Землю. Терпение женщины окончательно лопнуло, когда по пятнам крови на одежде она обнаружила, что Феодосий, смиряя свою юношескую плоть, тайно носит на своем теле вериги (железные оковы). Именно в тот момент будущий преподобный всерьез оказался перед выбором — или окончательно подчиниться воле своенравной матери, или пожертвовать сыновними узами ради того, чтобы служить лишь одному Христу.

Преподобный принимает решение оставить дом и тайно отправляется в Киев. В то время здесь в пещере подвизался преподобный Антоний. В 1032 году Феодосий принимает постриг с тем же именем и с усердием приступает к монашеским подвигам.

Спустя четыре года пропавшего Феодосия отыскала мать. Она стала уговаривать сына вернуться домой, обещая не запрещать ему жить, как он хочет. Преподобный Феодосий, напротив, стал просить ее остаться в Киеве и принять монашество в одном из женских монастырей. По его усердным молитвам произошло чудо — Господь смягчил сердце матери, и она также приняла постриг в Киевском Никольском монастыре.

Преподобный Феодосий был трудолюбивым, часто даже брал на себя работу братии: рубил дрова, носил воду, молол зерно. За доброту и строгую подвижническую жизнь он пользовался уважением у окружающих. В 1062 году преподобный Антоний по просьбе братии назначил его игуменом. Поставленный во главе общины, он не изменил своего нрава: «Не бо николи же бе напраси, ни гневлив, ни яр очима, но милосерд и тих».

В годы управления печерского игумена монастырь стал значительным церковным центром Киевской Руси. Число иноков возросло с двадцати до ста человек, были устроены наземные кельи, началось строительство главного храма монастыря — церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. По указанию преподобного в обители впервые на Руси был введен общежительный Устав по образцу прославленного Студийского монастыря. Иноки должны были довольствоваться общей трапезой, иметь одинаковую одежду, делать все с благословения старших. Заботясь о духовном возрастании паствы, преподобный учил братию молиться, не быть праздными. Впоследствии этот общежительный устав стали принимать все монастыри древней Руси.

Сам преподобный был очень строг к себе и тем самым подкреплял силы окружающих. Питался только сухим хлебом и вареными овощами без масла, запивая водой. В период Великого поста уединялся в пещерах, взяв только немного хлеба. Если хотел поспать, то «садился на стульце и, подремав там немного, снова вставал на ночное пение и коленопреклонение». Историк А. Нечволодов в своих «Сказаниях о Русской земле» так писал о преподобном Феодосии: «Он был истинным заступником притесняемых и обиженных. Особенно же он любил бедных; он построил при монастыре особый двор для увечных, слепых, хромых и отдавал им десятую часть монастырских доходов. Каждую субботу отсылал он возы хлеба в тюрьмы. Однажды привели к нему воров, пойманных в монастырском селе; увидев их связанными, Феодосий заплакал, велел развязать и накормить их, потом, дав наставление не обижать их и снабдив всем нужным, отпустил с миром».

Слава о богоугодной жизни преподобного распространилась по всей Руси. Многие приходили к нему за наставлениями. Особенно почитал святого Киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого. Будучи сам аскетом-подвижником, святой стремился к тому, чтобы и в светской жизни идея искреннего служения Господу стала главенствующей. Ведь истинное предназначение светского правителя состоит только в том, чтобы быть защитником веры Христовой. По словам историков, преподобный Феодосий в любое время мог прийти без приглашения на княжий двор со своими замечаниями или пожеланиями.

16 мая 1074 года святой подвижник отошел ко Господу, заранее предсказав свою кончину. Тело его было погребено в пещере, где он обычно молился. На Церковном Соборе 1108 года преподобный Феодосий был причислен к лику святых.

В год смерти преподобного монастырь стал расцветать: в полях появились богатые урожаи, в монастырских животных — большой приплод. Видя это, братия вспомнили предсмертное обещание святого: «Се обещаю вам, братие и отцы, яко аще и телом отхожду от вас, но духом всегда буду с вами». И по сей день преподобный Феодосий отвечает на усердные молитвы всех, призывающих его на помощь.

* * *

Из пещер к горнему миру

37be126173_01-17.jpgНа высоких холмах правого берега Днепра величественно возвышается увенчанная золотыми куполами Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Взяв начало от первых пещер, вырытых в XI веке, Киево-Печерская Лавра разрослась до величественного комплекса храмов, производящего неповторимое впечатление.

История обители неотделима от личности преподобного Феодосия Печерского. Именно при игумене Феодосии монастырь стал средоточием не только благочестия и святости, но и высокой образованности Древней Руси. Здесь создавались летописи и жития, иконы и произведения духовной музыки. В фондах Лавры хранится 62 тысячи единиц редчайших произведений искусства. Печерская обитель пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в других странах. Были в истории обители и времена расцвета, и времена упадка, но даже в тяжкие годы Господь не оставлял это священное место.

Сегодня территория Лавры разделена на Верхнюю и Нижнюю. Верхняя Лавра — это Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник. Здесь расположено 129 памятников истории и культуры, содержащие около 70 тысяч экспонатов. Также здесь располагаются самые большие храмы: Великая (престольная) церковь в честь Успения Богородицы и трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, где богослужения совершаются регулярно.

Нижняя Лавра — действующий мужской монастырь и уникальный пещерный комплекс, где почивают мощи 120 Киево-Печерских святых XI–XX веков. Пещеры делятся на Ближние (Антониевы) и Дальние (Феодосиевы). Их лабиринты представляют собой сложную систему подземных коридоров высотой 2–2,5 м. Глубина залегания Ближних пещер 10–15 м, Дальних — 15–20 м. Общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна, но открыты для посещения те из них, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом поклонения. Длина Ближних пещер, доступных для паломничества, — 383 метра, Дальних — 293 метра.

В обоих комплексах имеются церкви, в которых проводятся богослужения. В стенах печерских пещер находятся келии старцев-затворников, которые до конца своих дней несли подвиг смирения и молчания, побеждая страсти. В замурованных келиях, где обычный человек наверняка сошел бы с ума, святые затворники могли пребывать целые годы без вреда для здоровья. Более того, чем дольше они там жили, тем больше Господь укреплял их. Они сохраняли бодрость и физическое здоровье, возрастая духовно.

Вдоль стен на протяжении всего подземного лабиринта покоятся мощи киевских святых, среди которых первый летописец преподобный Нестор, первый русский иконописец преподобный Алипий, былинный святой богатырь Илия Муромец, выдающиеся церковные деятели. В Ближних пещерах под спудом покоятся мощи преподобного Антония.

В 1990 году обитель была занесена в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас лаврская община находится в правлении Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Прошли столетия с тех пор, как начала свою историю Киево-Печерская Лавра, но время не угасило древний молитвенный дух святой обители. Ее величие и красота убранства как и прежде напоминают о вездеприсутствии Божием, о молитве, о горнем мире и вечности.

 

Наталья Комиссарова
Оставить комментарий
Поделиться в: