Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Нерукотворная святыня

Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о Его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого», — сказано было на VI Вселенском Соборе. Этот образ появился еще при земной жизни Господа и теперь известен под названием Нерукотворного Спаса. 29 августа Православная Церковь празднует его перенесение из Едессы в Константинополь.

Чудо исцеления

История первой христианской иконы довольно необычна. Согласно преданию, царь Авгарь древнего турецкого города Едессы (ныне Урфа) заболел неизлечимой болезнью. Услышав об исцелениях, которые совершил Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал своего самого искусного живописца, чтобы тот нарисовал Его лик. Однако от лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Господь омыл Свое лицо водой и отер полотенцем. На нем остался запечатленным образ, получивший название «Убрус» (от церк. -слав. «плат, платок»), или икона Спаса Нерукотворного.

С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», он украсил его и установил в нише над городскими воротами.

После чудесного исцеления Едесского правителя упоминания об этой иконе отсутствуют вплоть до 545 года, когда Едессу взяли в блокаду персидские войска. В нефе над воротами города были обнаружены не только сама прекрасно сохранившаяся икона Спаса Нерукотворного, но и ее отпечаток на керамической стене. Блокада города была снята чудесным образом. С тех пор в память об этом событии в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или «Убрус», и лик без убруса, так называемый «Чрепие».

Особенности иконы

На иконах типа «Спас на убрусе» лик Господа помещен на плате, верхние концы которого завязаны узлами. Вокруг головы — нимб, в который вписан крест. В византийских изображениях крест украшался драгоценными камнями, по краям нимба ставились первая и последняя буквы греческого алфавита «Альфа» и «Омега». Позднее крест в нимбе стали изображать состоящим из девяти линеек — по числу девяти ангельских чинов — и вписывать три буквы греческого алфавита, означающие «Сущий». А по сторонам нимба, на фоне плата, помещать сокращенное именование Спасителя — по-славянски IС ХС. В древности начертание на иконе имени уже делало ее священным изображением. Присутствие имени означает соединение слова и образа — словесного и зрительного откровения Божия. Поздние иконы типа «Спаса на убрусе» стали включать двух ангелов по сторонам, держащих платы с ликом Христа.

На иконах типа «Спас на Чрепии» нет изображения плата, фон ровный. В некоторых случаях имитируется каменная кладка.

Установление празднества

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Едессе. В период иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылался преподобный Иоанн Дамаскин, а в 787 году — Седьмой Вселенский Собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. Толпы народа окружали шествие при перенесении Нерукотворного Образа из города до берега Евфрата, где процессию ожидали галеры. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святыню. Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный Образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу. Пораженные этим чудом жители вернулись в город, а шествие с Образом двинулось далее сухим путем.

На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления. Монахи, сопровождающие Нерукотворный Образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой Образ в Фаросском храме. В честь этого события 29 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Святыня была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение).

Чудотворные образы

Наиболее близким к первоначальному образу исследователи предположительно считают Спас Нерукотворный, хранящийся в армянской церкви святого Варфоломея в Генуе. Икона написана на холсте, укреплена на деревянной основе и закрыта плоским серебряным окладом, прорезанным по контурам головы, бороды и волос.

На Руси иконы Спаса Нерукотворного появились уже в IX веке. В честь этого образа строится небывалое количество храмов. Этот лик изображен на знаменах русских войск в самых решающих для страны битвах — от Куликовской до сражений Первой мировой.

Древнейшая из сохранившихся икон этого типа — Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века) — находится в Третьяковской галерее.

Приведем примеры самых известных русских икон Нерукотворного образа:

1) «Спас на убрусе» во фреске церкви Спаса Нередицы близ Новгорода, XII век;

2) икона «Нерукотворного убруса» в Спасо-Андрониковском монастыре, которую святитель Алексий перенес в Москву в 1364 году из Константинополя;

3) Икона «Нерукотворного убруса» в Московском Успенском соборе, XVI век;

4) Чудотворный образ Нерукотворного убруса в Воскресенском соборе г. Романова-Борисоглебска, XV век;

5) Икона Нерукотворного убруса в Новоспасском монастыре, принесенная в Москву в 1647 году;

6) Икона Нерукотворного убруса письма Прокопия Чирина в Никольском единоверческом монастыре в Москве, XVI век;

7) Икона Нерукотворного убруса в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой лавры – вклад княгини Трубецкой от 1672 года;

8) Икона Нерукотворного убруса письма Симона Ушакова 1673 год (в ризнице Троице-Сергиевой Лавры).

Через многие Свои иконы Господь проявлял Себя, являя дивные чудеса. Нерукотворный Образ Христа Спасителя из Вознесенского собора города Хлынова прославился совершившимися перед ним бесчисленными исцелениями. В 1647 году икона была перенесена из Хлынова в московский Новоспасский монастырь. 13 августа 1834 года в Москве произошел страшный пожар. По просьбе жителей из Новоспасского монастыря был принесен чудотворный образ Спасителя, который стали носить вокруг пожарища. На глазах у всех огонь невидимой силой удерживался от распространения за черту, где проносили икону. Вскоре ветер утих и пожар прекратился.

Еще один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе города Санкт-Петербурга. Икона была написана для царя Алексея Михайловича знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну — Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы, Господь по молитвам у этой иконы не раз сохранял жизнь царю.

Чудотворный образ Саратовской земли

Чудотворный образ Спаса Нерукотворенного из Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова после реставрации Чудотворный образ Спаса Нерукотворного является главной святыней Саратовской земли. Он хранится в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова и является списком с фрески кисти учеников преподобного Андрея Рублева, находящейся в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. Икону привезли московские стрельцы при основании Саратова.

По молитвам у этого образа верующие неоднократно получали исцеление и помощь. В советское время образ Спасителя изымался, и лишь в 1942 году его вернули в собор. С пятидесятых годов XX века каждую неделю перед чтимым образом служат акафист, который исполняется всеми прихожанами нараспев.

Образ находился в тяжелом состоянии: изображение было частично утрачено, доска сильно повреждена. В 2006 году была проведена реставрация святыни. Икону обследовали специалисты из московского музея преподобного Андрея Рублева. Было принято решение реставрировать ее в Саратове, чтобы чтимый образ не покидал города, в котором находится вот уже несколько столетий. Также был отреставрирован старинный оклад.

«Наши предки с великим благоговением и любовью молились у этого образа. Перед этой иконой люди изливали свою скорбь, свою боль и свое покаяние. А сегодня почитание этой святыни в полной мере зависит от нас. Будем же помнить об этом, будем просить у Господа, чтобы Он даровал нам ревность, чтобы утвердил в нашем сердце любовь и благоговение», — сказал в одной из своих проповедей Епископ Пахомий.

 

 

 

 

 

Наталья Комиссарова
Теги: Спас Нерукотворный.
Оставить комментарий
Поделиться в: