Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Созвучные русской душе

В сборнике В. И. Даля «Пословицы русского народа» можно встретить интересную поговорку: «Нет имен супротив Иван; нет икон супротив Никол». Святой Николай Чудотворец, Никола, как называют его на Руси, является, пожалуй, любимым святым русских людей. Иконы, посвященные Николаю Угоднику и Божией Матери, главным заступникам перед Богом за простого человека, всегда были наиболее распространенными на Руси. Несмотря на богатую иконографическую традицию изображения святителя Николая Чудотворца, его внешний облик на иконах отличался яркой индивидуальностью. Его трудно не узнать: добрый, понимающий взгляд, круглая седая борода — и благодатная сила, исходящая от иконы.

Старец с ангельским ликом

Почитать святителя Николая начали уже вскоре после его смерти, во второй половине IV века. Известный писатель, государственный византийский деятель X века Симеон Метафраст писал о святителе Николае так: «Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева».

И действительно, все образы святителя обладают этим свойством — с первого взгляда утешать. Особенно это касается работ русских мастеров: глядя на наши иконы, забываешь о высоком сане святого. Для русского человека Николай Чудотворец скорее благостный, всепонимающий «русский дедушка».

Известно, что иконописцы пишут изображения святых по определенным канонам, следуют многовековым традициям. В XIX веке повторение того или иного типа изображения святых стало предметом научного описания. Так, к примеру, была открыта система типов изображения Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Образы святителя Николая также подразделяют на несколько типов: поясные, ростовые, оплечные, житийные и некоторые другие. В каждом из типов есть свои подтипы.

Поясной образ, сложившийся в византийском и русском искусстве ХI–ХIII веков, является наиболее древним и распространенным типом икон святителя Николая Чудотворца. На иконе этого типа святой изображается в архиепископских одеждах, правой рукой он благословляет людей, в левой — держит Евангелие. Самым древним образом святителя этого типа, о котором мы знаем, является икона Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря святой Екатерины. Примечательно, что жест руки на этой иконе не благословляющий, а указующий на Евангелие.

В Саратовском художественном музее им. А. Н. Радищева наиболее древней иконой в музейном собрании является поясное изображение святителя Николая Чудотворца. Эту икону характеризует насыщенность цвета, простота и выразительность линий, сосредоточенность лика святителя. По сторонам от святителя изображены мученики Флор и Лавр, покровители коневодов, вдоль верхнего края — еще ряд святых. Икона относится к памятникам новгородского искусства ХV столетия.

«Сия вся угреша сердце его»

К образцовому типу древнерусской иконографии икон святителя относится тип иконы Угрешской, явленной в 1380 году Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Этот образ вселил в князя веру в победу, и «сия вся угреша сердце его». Позже на месте явления иконы великий князь основал Николо-Угрешский монастырь, а место стало называться Угреша.

На этом изображении святитель представлен в епископском облачении, с омофором на плечах; в левой руке он держит «духовный меч» — закрытое Евангелие, правая изображена в благословляющем жесте. Вокруг — девятнадцать сцен жития: рождество Николы, его крещение, обучение и т. д.

Эта икона до революции находилась в Никольском соборе монастыря и почиталась как чудотворная. После образ попал в музей в Коломенское, далее в Русский музей в Санкт-Петербурге, в 1934 году он оказался в запасниках Третьяковской галереи, где сейчас и хранится.

Архимандрит Пимен (Благово), историк и мемуарист, в книге «Угреша» приводит описания благодатной помощи от чудотворной иконы святителя. Среди них — исцеление в 1858 году 12-летней крестьянской девочки Матроны из деревни Богданово Подольского уезда, которая упала с высокого крыльца. Еще одним известным чудом стало исцеление сына московского купца. Заболев золотухой и покрывшись страшными ранами, он дал обет поклониться Угрешской иконе святителя. И только сказал он о своем намерении, болезнь тут же отступила. В мирских хлопотах по выздоровлении юноша не выполнил своего обещания — и болезнь вернулась к нему. Тогда, усовестившись, сын купца укрепился в сердце исполнить свой обет. Через два дня он уже сумел добраться до монастыря, где у Угрешской иконы был отслужен молебен. Помолившись у чудотворного образа, юноша полностью исцелился.

«Заразися до смерти»

Ростовые образы также относятся к древнейшим типам изображения святителя. В их основе — фронтальный одноличный образ святого, молящегося с воздетыми руками. Это композиционное решение повторяет распространенное в христианском искусстве изображение молящегося (оранта). На этих иконах святитель в парадном облачении изображен в рост; своей десницей он благословляет предстоящих, в левой руке, покрытой платом, держит Евангелие.

Эти образы появились в русском искусстве в XIII веке, распространились в XIV веке. Согласно «Повести о Николе Зарайском», этот иконографический тип восходит к древней иконе Николая Чудотворца, привезенной из Корсуни в 1225 году в пределы рязанского княжества. Во время нашествия Батыя на Рязанскую землю князь Феодор (Юрьевич) погиб, а его супруга, княгиня Евпраксия Рязанская, не желая попасть в руки неприятелю, бросилась из терема и разбилась — «заразися до смерти». Рязанская чета была погребена недалеко от стен обгоревшей Никольской церкви, где находилась чудотворная икона. Вскоре этот образ стали называть Заразским или Зарайским, а город получил название «Зарайск». Там икона прославилась многочисленными чудесами.

Величественный и парадный образ святого, который создается в иконографическом типе Николы Зарайского, стал любимым в житийных иконах святителя. Эти монументальные иконы являются настоящим украшением храма.

«Меч духовный, который есть Слово Божие»

Вариантом зарайского типа становится икона Николы Можайского: известен и самостоятельный образ, но иногда является центральной фигурой в композиции житийных икон святого.

Эти изображения известны на Руси с XV века и повторяют иконографию знаменитой чудотворной деревянной статуи, прославившейся покровительством г. Можайску. Согласно сказанию, во время набега монголо-татар защитники осажденного города взмолились святителю с просьбой о помощи. В ответ на их обращение Мирликийский святитель явился врагам и горожанам. В грозном виде он стоял в воздухе над собором, держа поднятый клинком вверх меч в правой руке, а в левой — модель обнесенного крепостной стеной храма. Это видение испугало вражескую рать, и неприятель покинул город. Благодарные жители города сделали из дерева резное изображение святителя Николая. Предполагают, что именно эта скульптура, датируемая концом XIV века, хранится сейчас в Третьяковской галерее.

Чудо, которое послужило спасению города от неприятеля, положило начало прославлению и распространению этого подтипа. Образ Николая Чудотворца — святого ратника, защищающего православные города от иноплеменных, на Руси стал крайне распространен в XV–XVI веках, когда Русскую землю терзали набеги врагов. Меч истолковывался и как оружие, и как меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6, 17). Этим мечом должно иссекать людские грехи.

После резная скульптура стала образцом для написания икон, где святитель изображен в рост с мечом в правой руке и храмом — в левой. Вверху, по сторонам от его фигуры, как правило, расположены Спаситель с Евангелием и Богородица с омофором в руках. Еще одной особенностью икон данной иконографии стало помещение арки, часто килевидной формы, над фигурой святителя.

Скорый в бедах заступник

Известны и оплечные образы святителя, где виден лишь белый омофор с темными крестами и лик святого с высоким лбом и крупными глазами. Житийные иконы святителя крайне разнообразны по составу и количеству житийных сцен, но все они отражают его особое почитание на Руси.

Некоторые изображения святителя Николая Чудотворца не относятся к определенному типу иконографии. Эти образы вписываются в традиционные схемы изображения. Такие иконы, прославившись чудесами, получали широкую известность и собственные названия, обычно связанные с местом обретения образов. К примеру, икона, найденная в вятском районе на берегу реки Великой, получила название «Никола Великорецкий», обретенная у калужского села Гостунь — «Никола Гостунский» и т. д.

Добрый, кроткий и в то же время пламенный характер святителя Николая Чудотворца, его твердая верность христианскому учению оказались глубоко созвучны русскому душевному складу. Бесчисленные чудеса и скорое заступничество перед Богом послужили необычайной широте его почитания на Руси, крепкой уверенности в его помощи в любых, даже самых тяжелых жизненных ситуациях.

Подготовила Юлия Ульянова

Теги: Святитель Николай, Николай Чудотворец.
Оставить комментарий
Поделиться в: