Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Пост - время навести порядок в своей душе

Приближается Великий пост, который продлится 48 дней. Многие знают, что пост состоит последовательно из Святой Четыредесятницы и Страстной Седмицы. В чем заключается смысл именно Великого поста? Что дают православным христианам такие длинные постовые богослужения? И почему время Великого поста называется многими благодатным? Об этом мы беседуем с настоятелем храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса) иеромонахом Спиридоном (Савиным).



– Батюшка, наступает Великий пост. Многие, к сожалению, имеют довольно смутное представление о его смысле. Скажите, в чем смысл именно Великого поста и для чего он установлен Церковью?

– Как и другие многодневные посты, установленные перед встречей соответствующего праздника (Успенский, Рождественский и Петров), Великий пост установлен перед встречей «праздника праздников» – Пасхи.

Когда-то пост 40 дней держали те язычники, которые хотели принять Крещение. Чтение Священного Писания на службах помогало людям, готовящимся к Таинству (оглашенным), познавать Закон Божий. В Великую Субботу, накануне Пасхи, всех, кто подготовился к принятию Таинства, крестили.

Нужно сказать, что цифра 40 в Священном Писании символична и означает подготовительный период, предшествующий какому-либо важному событию: Сорок дней и сорок ночей продолжался потоп 
(Быт.7, 17); странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет  (Исх.16, 35; Чис. 14, 33; Втор. 8, 2); сорок дней и сорок ночей Моисей провел на горе Синай  (Исх. 24, 18; 34, 28).

Также и в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа с числом 40 связаны два важных события. Перед началом проповеди Царства Небесного Спаситель мира удалился в пустыню, где постился 40 дней, ничего не вкушая (Мф.4, 2; Лк. 4, 2). До Своего Вознесения Воскресший Господь оставался на земле тоже 40 дней (Деян. 1, 3).

– Мы слышали о строгости поста первых христиан. Это поражает и вдохновляет многих современников. Стоит ли подражать им в этом подвиге?

– В четвертом слове у преподобного Иоанна Лествичника есть такие мысли о подвижниках благочестия: «Удивляться трудам сих святых дело похвальное; ревновать им спасительно; а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное». Обратите внимание на слово «вдруг», то есть сразу. И если применить эти слова к посту и начать поститься вдруг, полагаю, это дело возможное, но безрассудное. Во всем нужно прислушиваться к голосу Церкви.

– В Великий пост среди недели не бывает обычной Литургии. Почему? И чем отличается Литургия Преждеосвященных Даров от традиционной?

– Литургия – служба торжественная, а пост – это время покаяния. Поэтому и не стали служить Литургию в будни. «А как же тогда причащаться, где брать силы для совершения подвига, как укрепиться в добром деле и не ослабнуть?» – спросите вы. Вот для этого и была введена в церковную практику так называемая Литургия Преждеосвященных Даров. Она отличается тем, что Дары освящены прежде, то есть ранее, на полной Литургии, и находятся в алтаре на Престоле.

– Многие из тех, кто похоронил близкого человека, хотят за него помолится, прийти на панихиду в храм. Как в дни Великого поста происходит поминовение умерших?

– Полная Литургия совершается только по субботним и воскресным дням, поэтому частицу из просфоры об упокоении можно вынуть только в эти дни. Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста совершаются заупокойные службы, панихиды. Это так называемые Родительские субботы, установленные Церковью, чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них. Важно быть лично на Литургии, чтобы помолиться за усопших. Все «поминки» переносятся на один из этих дней. Еще в будни, когда не совершаем Литургию Преждеосвященных Даров, в конце службы совершается заупокойная лития, на которой тоже можно помянуть умерших.

– Многие священники советуют во время поста читать труды святых отцов. Что Вы порекомендуете почитать своим прихожанам? Особенно тем, кто впервые решился соблюдать пост.

– Кроме Священного Писания, всем советую познакомиться с трудами: святителя Феофана, затворника Вышенского – «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться», «Письма», святителя Игнатия (Брянчанинова) – «Письма», преподобного Никодима Святогорца – «Невидимая брань», преподобного Паисия Святогорца – пятитомник его слов и поучений, с «Добротолюбием» и многими другими произведениями святых отцов. Но вначале следует подойти к священнику и получить благословение на чтение той или иной книги.

– Говорят, что в пост в храме стоит особенный запах. В чем лично для Вас «особый аромат» поста?

– Действительно, обстановка в храме другая: цвет лампад тускнеет, облачения в алтаре, храме и у священнослужителей меняются на черные и темно фиолетовые, благоуханный ладан заменяется смирной со специфическим запахом. Всё это содействует человеку в его стремлении изменить свою жизнь к лучшему.

«Духовная весна» – так называют пост. Даже если посмотреть сейчас на улицу, то видно, что пост совпал с весной еще и как со временем года. Снег на глазах исчезает, превращаясь в слякоть и обнажая действительность. Появляется желание навести порядок во дворе, на улице, в саду, чтобы начать новую жизнь. В душе человека с началом «весны духовной» постепенно разгоняется рассеянность, спадает неведение. И взору представляется уже реальная действительность, быть может, неприглядная, которую тоже необходимо преобразить, начать всё с чистого листа и верить, что невозможное человеку возможно Богу. И тогда встреча Пасхи будет радостным событием для сердца каждого верующего человека.

– У нас на приходе сложилась традиция читать во время поста соборно Псалтирь. Расскажите об этом.

– Это старая практика читать молитвы совместно с единомышленниками, прося Господа о чем-либо или о ком-либо. По слову Спасителя, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Сам я познакомился с ней ещё работая в Свято-Троицком соборе г. Саратова и лично ощутил на себе великую силу совместной молитвы.

Псалтирь – это книга Священного Писания, состоящая из двадцати частей или кафизм. Каждая кафизма, в свою очередь, делится на три части – славы. Мы собираемся по двадцать человек (по числу кафизм). Один из прихожан берет на себя бремя составления графика чтения Псалтири на весь пост и списка имен, кого поминать о здравии и упокоении (по пять имен), а потом передает это последование каждому участнику.

Накануне Великого поста совершается в храме молебное пение на начало чтения Псалтири, где мы испрашиваем благословение у Господа на этот подвиг. Батюшка кропит всех святой водой и произносит напутственное слово.

Каждый читает в день всего только одну кафизму, по каждой части (славе) совершая поминовение. После первой части (славы): о здравии духовенства, своих родных и близких , а так же тех девятнадцати человек и их родных и близких, которые тоже поминают тебя и твоих родных и близких. По второй части (славе) также совершается поминовение, но теперь уже усопших. По третьей части (славе) каждый читающий поминает остальных своих родных и близких, которые не вошли в общие списки.

Каждый читает Псалтирь согласно своему графику, и таким образом, в день прочитывается вся Псалтирь. Читать можно Псалтирь дома, на работе – да где угодно! Во времени тоже нет ограничений – главное, успеть прочесть с 00:00 часов до 23:59. Чтение можно включить в состав молитвенного правила, а можно и читать отдельно.

Святые отцы говорят о великой пользе чтения Священного Писания и, в частности, Псалтири.

– Батюшка, благословите и дайте наставления всем прихожанам на время Великого поста.

– Господь благословит всякого грядущего в мир. Много уже сказано. Желаю всем быть настоящими христианами и получить от поста и чтения Священного Писания спасение своей души и тех родных и близких, за кого мы особенно переживаем!

Беседовала Наталья Морозова

Храм святителя Спиридона Тримифунтского

 

Теги: Великий пост.
Оставить комментарий
Поделиться в: