По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры, всех вас сердечно поздравляю. Очень рад сегодня вместе с вами совершать Божественную литургию. Отрадно, что в храме практически все присутствующие прихожане причащались святых Христовых Таин. Для православного человека участие в Евхаристии, в таинстве Благодарения, есть главная, существенная и самая благодатная обязанность. Господь говорит: Если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его; то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53).

Мы приходим в храм для того, чтобы соединившись со Христом вознести свои молитвы, питать свое сердце и научиться благочестию. Но делать это необходимо в нашей жизни не просто исходя из каких-то разумных, необходимых задач, но прежде всего потому, что это заповедь Божья. И покидая храм, мы должны передать нашим ближним ту любовь, которую мы впитали в свое сердце. Мы должны поделиться с ними этой благодатью.

В этот день, когда в храме совершается Божественная литургия, Церковь предлагает нам вспомнить того или иного подвижника, святого, совершить тот или иной праздник. Часто светские люди, мало знающие что-либо о Церкви, а порой и совсем ничего не знающие, воспринимают праздники (прежде всего светские) как возможность отдохнуть, повеселиться. Мы, православные христиане, воспринимаем память какого-либо святого, прежде всего не как историческое событие. На богослужении, мы снова и снова проживаем этот праздник в собственной жизни.

Буквально позавчера мы с вами вспоминали событие Введения во храм Пресвятой Богородицы, которое случилось много столетий назад, еще до рождения Христа. Мы чтим богоотроковицу Марию, которую благочестивые родители Иоаким и Анна ввели в храм, посвятили Богу на служение – практически пожертвовали собственное чадо Церкви. Но мы не просто вспоминаем это событие. На богослужении мы становимся участниками. Мы вместе с Иоакимом и Анной идем к храму, совершаем молитву, воспеваем с девами, которые встречали отроковицу Марию в Храме Иерусалимском. И этот праздник, братия и сестры, может о многом нам поведать и рассказать.

Мы все помним историю этого события. Но что оно значит для нашей жизни? Святые праведные богоотцы Иоаким и Анна долго не имели детей. Для нашей повседневной жизни это явление понятное и объяснимое. И те семьи, где нет детей, страдают от этого, молятся, просят, применяют все возможные и невозможные средства, пытаясь сделать так, чтобы Бог даровал этой семье чадо. Но посмотрите как Иоаким и Анна реагируют на то, что Господь дает им эту милость. Они желают не себе приобрести, а просят у Бога чадо, чтобы снова отдать его Богу. И получив просимое, жертвуют свое дитя на служение Богу. Всего лишь три года Анна утешалась своим ребенком.

По исполнению же трех лет Марию посвящают Богу – отводят ее в Иерусалимский Храм. Это была древняя традиция – мальчиков отдавали, для того, чтобы они стали священнослужителями, девочек для того, чтобы они прислуживали при храме. Современному человеку, который слышит это повествование или что-то подобное из истории Церкви становится не понятно – а зачем? И в наше время, дорогие братия и сестры, этот вопрос не является праздным. А готовы ил мы отдать Богу самое дорогое, что у нас есть? Свою жизнь? Свои силы? Свое время? Готовы ли мы отдать Богу и его святой Церкви своих детей?

Часто, когда мне приходится посещать те или иные приходы в епархии, люди, собравшись в храме, а иногда и просто в чистом поле (многие села не имеют церквей), спрашивают меня: «А когда у нас будет храм? Когда вы нам его построите? И когда вы нам пришлете батюшку?».  Да, по Уставу нашей Церкви именно архиерей совершает хиротонию, рукополагает священника и направляет его в то или иное село или город. После семинарии он направляется на служение туда, куда укажет ему Церковь. Но мало кто из прихожан задумывается – для того чтобы в нашей Церкви  были пастыри, простые прихожане должны воспитать своих детей в вере и благочестии, и по любви, по великому усердию отдать свое чадо, чтобы из простого ребенка вырос священник. Это дело многих лет. Это – подвиг. Это – великая жертва.

Все вы, наверное, читали повествование жизни святых отцов. Например, преподобного Феодосия Печерского. Он в ранней юности пожелал служить Богу и захотел поступить в монастырь. Его мать, будучи верующим человеком, воспротивилась этому так, что даже зароптала на Бога, и многократно возвращала с побоями убегающего из дома сына, который отправлялся на служение ко Христу в храм. Со временем, как мы знаем, она была вразумлена Богом. Она смирилась с этим и сама стала монахиней.

Преподобный старец Макарий Оптинский говорил родителям, чьи дети собираются поступать в монастырь или семинарию – что это жертва Авраама. Он не пожалел сына своего и готов был принести его в жертву Богу, хотя и не имел больше детей. Это не просто жертва Авраама. Это великая любовь, за которую Господь воздаст сторицею человеку.

И в наше время, дорогие братия и сестры, очень важно помнить о том, что не надо бояться оторвать от своего сердца, то, что ты имеешь, ведь Господь вернет все с переизбытком. Также важно, чтобы родители воспитывали своих детей так, чтобы не было стыдно за них, чтобы они могли продолжить наше дело, и чтобы Церковь наша не оскудела подвижниками и священниками.

Однажды, святителя Игнатия епископа Кавказского, а это было в 19 веке, спросили о том, почему в наше время нет великих старцев и подвижников. Что уж говорить о нашем времени. Сегодня не то чтобы старца с подвижниками, сегодня и прихожанина днем с огнем не найдешь. Так вот, святитель Игнатий сказал, нет старцев и подвижников, потому что нет хороших послушников, нет тех, кто готов идти за Христом, служить Ему, смиряться, послушаться. Именно из таких людей могут получиться старцы.

Приходя сегодня в храм, мы хотим, чтобы в нашем храме все было хорошо, чтобы была чистота и порядок, чтобы был священник, который бы всех любил, всем помогал и всех утешал. Но ведь нужно помнить, чтобы это произошло, приход должен вырасти и состояться. А по прошествии времени этому священнику потребуются помощники. А где Церкви их взять? Только среди вас. Среди ваших детей. И задача прихожан, к которой нужно стремиться, нести ответственность за собственный храм. Надо думать о том, что будет завтра с ним…

Однажды, пришел ко мне человек и сказал: «Я хочу построить храм».  Но построить он захотел его на кладбище в селе, где он когда-то родился. Село это умирающее. Я ответил ему, что построить храм это доброе и хорошее дело. Это великая милость Божья человеку. Господь за это может простить много грехов и исправить человека. Но когда ты уйдешь, когда Господь возьмет душу твою, на чье попечение останется этот храм? Где будут прихожане, если при жизни твоей их не было и нет? Кто позаботится об этой церкви? Насколько больше пользы построить меценату храм в городе или селе, где вокруг этого храма сложится приход. Люди будут приходить сюда, молиться, воспитывать в благочестии своих детей.

Мне очень хотелось бы, чтобы и здесь, в Питерке, этот храм стал для вас настоящим домом. Чтобы вы думали о том, кто будет дальше здесь служить. Найдется ли среди вас человек, дети которого захотят стать священнослужителями и выбрать этот путь? Да, путь порой тернистый, сложный, со многими скорбями. Ведь в наше время священнику приходится быть не только в прямом смысле слова пастырем, но и строителем, и учителем, и бухгалтером, и водителем и кем только не приходится быть.

Дай Бог, чтобы Церковь наша развивалась и крепла. Есть такая поговорка, что Церковь Христова не в бревнах, а в ребрах. Не в камнях и величественных зданиях, хотя и они нужны – они помогают людям вознестись от земли к Богу. Но Церковь Христова ценна, прежде всего, прихожанами, людьми. Если и дальше будет развиваться приходская жизнь, то у нас с вами есть надежда на будущее. Если мы будем относиться к храму Божьему халатно, прохладно, с ленцой, то, к сожалению, ничего доброго нас не ждет.


+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, храм во имя святого Архангела Михаила с. Питерка, 6 декабря 2014 г.


Оставить комментарий
Поделиться в: