По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры, всех вас сердечно поздравляю. Сегодня мы совершаем память великомученицы Екатерины – великой подвижницы и мученицы, которая не убоялась ни страданий, ни лишений, не прельстилась никакими соблазнами века сего – ни богатством, ни славой, но осталась до последнего издыхания верна своему Жениху Христу.

Все вы знаете жизнеописание этой великой мученицы: как подвязалась она, какой мудростью обладала. Но выбирая между славой, честью и Христом, она выбирает, конечно же, Господа. Церковь прославила ее как великую мученицу. В русском языке слово мученик означает страдалец. Это человек, который терпит муку, искушение и страдание за свою веру. В греческом же языке слово μ?ρτυς имеет иное значение. Мученик – это прежде всего свидетель своей веры. И это свидетельство предоставляется миру – людям и обществу. Мученик – это человек, который говорит о своей вере, не стесняется, не скрывает ее. Показывает ее всем своим видом: делом, словом; имеет мысли и чувства, которые соответствуют его внешнему поведению.

Сегодня мы слышали Евангелие о десяти девах. И как говорит евангелист, пять из них были мудрыми, а остальные пять – юродивыми, или безумными. В этой притче Господь желает показать, что же должно быть в сердце человека, чем оно должно быть наполнено. Господь приводит очень простой и всем знакомый пример из жизни человеческого общества: случился брак, на нем был жених и были девы, которые сопровождали невесту. И вот пятеро наполнили свои сосуды елеем, а остальные пять остались без него. В восточной традиции это была очень распространенная практика: брак совершался ночью. И гости, которые собираются на свадьбу, а особенно девы, которые сопровождают невесту к своему жениху, несли в руках светильники. Но Господь говорит, что жених где-то задержался и все уснули. И когда раздался вопль, что жених идет, мудрые девы украсили свои светильники, а юродивые, нерадивые девы не смогли этого сделать, потому что они не позаботились о елее. Пятеро были введены на брачный пир, а пятеро остались за дверями. И когда они стали стучаться и просить, Господь сказал: «…истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25, 12). Смысл этой притчи, с одной стороны очень прост, но и глубок. Эта притча говорит нам о том, чем должно быть наполнено сердце человека. Это, прежде всего милосердие и любовь. Светильник, который наполняется елеем, просвещает окружающий мир.

В Священном Писании, в православном богословие, в богослужебной традиции светильник, который выносят иподиаконы или диаконы на богослужение – это образ Христа, который просвещает мир. Он может быть истинным светом для человечества. А если человек не имеет Бога в своей душе и в своем сердце, то каким бы красивым, мудрым и сильным он не был, все это будет бесполезно. Человек не найдет себя в мире и не сможет исполнить свой долг.

Как правило, елей – это образ милосердия. Но в этой притче он символизирует еще и целомудрие этих дев. Человек в своей жизни должен быть не только, как говорят, хорошим человеком, но еще и благочестивым. А благочестивый человек – целомудренный человек. Это не тот человек, который пытается перед людьми быть хорошим, а прежде всего перед Господом.

Часто люди не совершают плохих поступков, потому что стесняются друг друга. И это душевная добродетель. Человек же духовный трудится, подвизается не ради славы человеческой, не ради похвалы, не ради доброго слова, а Христа ради. И именно об этом говорит эта притча. Мудрая дева – всякая душа христианская – должна иметь, как говорил старец Паисий Святогорец, любочестие. Любить благочестивую жизнь Христа ради.

Не случайно Церковь установили читать это Евангелие на память великомученицы Екатерины при совершении молебна. Жизнь этой великой мученицы и подвижницы как нельзя лучше характеризуется этим евангельским чтением. Вы знаете, Екатерина была дочерью правителя Александрии. Все было в ее жизни. Говоря современным языком, перед ней открывались все двери и впереди были отличные перспективы. Она имела огромное наследство и власть. Она была красива, и многие искали руки ее, многие удивлялись ее мудрости, ее благородному происхождению. Наверное, были и те, кто завидовал этому.

Будучи по рождению язычницей, Екатерина научается от некоего подвижника христианина истинам православной веры. Трудно сказать, кто это был на самом деле. Волне возможно, безвестный монах, а может быть, это был преподобный Антоний Великий, потому что его жизнь по времени очень близка ко времени жизни великомученицы Екатерины. Эта девушка принимает в свое сердце Божественную благодать и становится христианкой. Все остальное в ее жизни становится не так важно. И когда приходят испытания, она без всякого раздумья готова отказаться от всего, только бы сохранить верность своему Небесному Жениху Христу.

 В Египет прибыл император Максимилиан, который учинил гонения на христиан во всей Римской империи. Христиан мучали, убивали, отправляли в ссылку, сажали в темницы, подвергали разным притеснениям и лишениям. В Египте началось примерно то же самое. Но император, увидев Екатерину, прельстился ее красотой и мудростью, и захотел сделать так, чтобы она покорилась ему и стала его супругой.

Удивительно то, что мир, который как говорит Господь во зле лежит, не всегда пытается отвратить человека от его веры, только чем-то страшным, пугающим. В большинстве случаев, дорогие братья и сестры, искушения приходят с иной стороны. К сожалению, от веры, от благочестия, человека в большинстве случаев отторгает соблазн мира сего. Спроси человека, почему он в храм не ходит? Скорее всего, он ответит, что времени нет, работать надо. Много вокруг обстоятельств, которые не дают человеку посвятить свою жизнь Богу. И здесь мы видим, что Екатерину император сначала искушает властью. Это почетная миссия быть супругой римского императора. Но Екатерина все это отсекает, понимая, что все это – пепел. Нет ничего в жизни такого, что могло бы сравниться с величием и святостью Бога, с христианским ученьем. Хорошо, когда человек умен, богат, имеет много знакомств и друзей, но в сравнении со Христом это ничего не значит. И когда пришло испытание, великомученица Екатерина от всего отказалась. Она претерпела страшные муки и предала свою душу в руки Божьи.

Совершая память великомученицы Екатерины, мы должны просить у Бога не только, чтобы она была нашей помощницей, но чтобы ее молитва помогла укрепиться в нашей вере, расставить нужные приоритеты – на что больше обращать внимание. А это оказывается, возрастание в духовной жизни. Да, нужно учиться, но хороший ученик это не тот только, кто сидит над учебниками, но тот, кто понимает, что разум дается человеку от Бога.

Все женщины и девушки хотят быть красивыми, счастливыми, хотят замечательную семью, доброго и работящего мужа, но этого хотят все люди и мужчины в том числе. Однажды к старцу Паисию пришел юноша и говорит: «Отче, помолись за меня – хочу жениться». Он говорит: «Слава Богу, буду молиться». Юноша отвечает: «Но помолись, чтобы жена у меня была умная, красивая, работящая и смиренная». А старец Паисий говорит: «А с остальными то, что делать? Что их солить что ли?».

Хорошо, когда человек ищет доброго, но прежде всего это дар от Бога. К одному старцу пришел семинарист и говорит: «Хочу жениться, как быть?». Старец дал ему совет: «Иди молись, и Господь пошлет тебе то, что будет полезно». Когда мы просим Бога, о чем либо, мы должны говорить: «Господи, да будет не моя, но Твоя воля. Ты знаешь, что нужно мне, Ты знаешь, кто мне нужен. Ты знаешь, на что я способен и что могу. Пошли мне такие испытания, которые помогут мне проявить себя». У Бога нужно просить ни благоденствия, ни богатства, ни славы, ни спокойствия, а нечто большего.

К одному старцу подвижнику пришел его послушник и сказал: «Отче, помолись за меня – меня мучают искушения». Старец ответил: «Хочешь, сын мой, я умолю Бога, избавить тебя от брани сей?». «Нет, отче. Помолись Богу, чтобы он дал мне сил все это перетерпеть». И тогда старец сказал: «Вижу я, что послушник мой выше старца своего оказался».

Мы, братья и сестры, приходя в храм должны просить у Бога милости, и чтобы над нами исполнилась Его святая воля. И никогда не завидовать другим людям, ибо нам часто кажется: такая несправедливость, такие испытания, трудности есть только в моей жизни. Интересно, что первое Евангельское чтение сегодня на Литургии было как раз таки о зависти. Однажды Христос пришел в синагогу в субботу: учил там, а затем исцелил женщину, страдающую тяжкой болезнью. И вот, казалось бы, какая радость! Какое чудо! На службе совершилось чудо исцеления. Все бы должны веселиться и радоваться, славить Бога, но начальник синагоги, говоря по-нашему – настоятель храма, говорит, что не должно так делать. Есть шесть дней, чтобы ходить в синагогу – молиться и получать исцеления, а седьмой день – день молитвы. Что двигает этим человеком? Очевидно, зависть. Казалось бы, радость, чудо, а он думает о том, что Христос нарушает заповедь. К сожалению, неумение радоваться счастью ближнего своего очень часто присуще многим людям. Я однажды спросил очень умного человека, какой главный грех свойственен русскому народу, а он ответил: «Зависть». Мне показалось это странным, а потом подумал и понял, что это действительно так. Люди часто завидуют друг другу. Они могут поплакать с больным, обиженным, несчастным человеком, но порадоваться с радующимся оказывается непосильным трудом.

Зависть не дает возможность оторваться человеку от земли, устремиться к Богу, увидеть красоту Божиего мира. Ну что завидовать ближнему, у которого есть дом, машина, определенные возможности и средства? У нас есть больше – перед нами Небо отверсто. Сегодня мы с вами молились, совершали Литургию, причащались Святых Христовых Таин – разве может быть что-то больше в жизни человека? Разве может быть больше утешения, надежды? Разве может быть больше счастья, когда ты видишь, что к амвону подходят десятки младенцев, которые принимают в свои уста Тело и Кровь Христовы? Это великая милость Божья, что мы, братья и сестры, живем в то время, когда Церковь Христова расцветает, укрепляется, расширяется, когда мы сами и дети наши учатся основам веры христианской.

Вчера у меня в Новоузенске была замечательная встреча с педагогами. Мы говорили о вере. Но разве можно представить еще двадцать лет назад, что архиерей будет встречаться с педагогами? Что в школе будут преподавать Основы православной культуры? Что священник будет приходить в школу и рассказывать ученикам о Церкви, о Боге? Это было бы немыслимо. А мы, братья и сестры, свидетели тому. И только за это можно Бога благодарить. Мы счастливые люди. Будем же стараться подражать мудрым девам, не будем, как говорит Евангелие, юродивыми. Будем собирать в своем сердце елей милости, любви, кротости, смирения, именно он просветит наш разум и окружающий нас мир.

Дорогие братья и сестры, я еще раз сердечно поздравляю вас с праздником. Желаю, чтобы по молитвам великомученицы Екатерины все мы, все наши братья и сестры, все наши близкие и дальние – чувствовали Бога в своем сердце, приближались к Нему, искали Его; чтобы Господь посылал нам милость свою и утешение; чтобы Господь благословлял наши труды; чтобы всегда в нашей Церкви между нами были любовь и понимание. Желаю также всегда приходить и причащаться Тела и Крови Христовой Господа нашего Иисуса Христа. Дай Бог, чтобы церковная жизнь здесь – в этом приграничном районе – развивалась и укреплялась.

Мы с вами, братья и сестры, должны на посту стоять, как пограничники. Но не просто мечами и кольями защищать свою границу. Мы должны быть настоящими светильниками, чтобы нас не боялись, а наоборот стремились к нам. Будем укрепляться в вере, будем укреплять нашу жизнь, наши сердца, наши семьи и тогда ни внутренние, ни внешние враги нам будут не страшны.

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, храм во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска,7 декабря 2014 г.



Оставить комментарий
Поделиться в: