По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в Навечерие Богоявления

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры! Праздник Крещения Господня или Богоявление – великое событие, которое открывается нам в Священном Писании, когда Господь наш Иисус Христос приходит на реку Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна Предтечи.

Иоанн Креститель, крестит людей, приходящих к нему, в покаяние –  призывает их каяться, исправлять свою жизнь. Это главное условие, которое для нас дорогу к Богу. Все остальное второстепенно. Покаяние – это ключ к Богу, ключ к Царствию Небесному. Но возникает богословский вопрос: «А нужно ли креститься и каяться Тому, Кто по своей природе является безгрешным»?

Христос приходит на Иордан, чтобы принять Крещение и как бы Самому крестить Ионна Предтеча. Господь говорит: «…оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3,15). То есть Своим примером Господь показывает, что и Он подзаконен, что и Он будучи Богочеловеком проявляет послушание Отцу Небесному.

На Иордане Бог является человечеству в образе Троицы. Как мы слышим из Евангелия Бог Отец говорит: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17,5). Христос принимает крещение. Дух Святой сходит в виде голубя на Христа. Отсюда и второе название праздника – Богоявление. Бог является миру.

Часто от людей сомневающихся приходиться слышать вопросы: «Кто такой Бог?», «Почему человек верит Богу?»,  «И можно ли доверять, тому, что говорит нам Священное Писание и о чем говорят святые отцы»? Христианское учение о Боге непонятно. Человеческим разумом нельзя такое придумать:  единица и троица по определению не могут быть равны, но наше богословие говорит, что Бог есть Троица – Отец, Сын и Дух Святый.

Человечеству открывается величайшее познание, кто есть Бог. И сегодняшний кондак праздника говорит, что и человек должен славить своего Создателя в разуме, понимая и осознавая то великое дело спасения, которое поднял на Свои плечи Господь наш: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный». Этот кондак говорит также о том, что каждый из нас должен петь Богу, служить Богу, молиться Богу, праздновать,  не бездумно, не бездушно, не соблюдая только внешние правила, и, прилагая не только сердце свое к молитве, но и разум.

Бог в Священном Писании дает знание о Себе. И очень важно, дорогие братья и сестры, чтобы мы познавали свою веру, чтобы мы научились любить ее. Любить можно только то, что ты понимаешь и знаешь, любить можно только то, чем дорожишь.

Праздник Крещения или Богоявления имеет еще третье название – Просвещение. Человек просвещается, когда принимает Крещение. Бог просвещает разум и сердце человека. И для того, чтобы это случилось, человек должен принести покаяние. Истинное просвещение возможно только тогда, когда человек начинает каяться в своих грехах. Часто спрашивают нас, верующих людей: «Почему вы верите?», «Зачем?», «Как вы это делаете?». И сколько бы мы не объясняли, сколько бы мы не говорили, сколько бы не строили философских и богословских конструкций – в полной мере это никогда не сможет доказать и объяснить человеку. Человек должен на собственном опыте исследовать и принять это, осознать, почувствовать ту любовь, которой Господь прикасается к сердцу. Бог открывается только кающемуся сердцу, любящему сердцу. Одним умом Бога понять невозможно.

Так вот, дорогие братья и сестры, в великий праздник, в который мы совершаем молитву, освящаем воду, ищем от Бога благодати, мы должны отдать свое сердце, принести покаяние. Не только в тот день, когда мы исповедуемся, подходим к Причастию, но и во всякую минуту, во всякий час нашей жизни. Именно это и есть дорога к Богу.

Напоминаю, что сегодня ночью по традиции вы будете совершать крестный ход  на Волгу, где будет совершен Чин великого освящения воды. В начале двенадцатого часа начнется молебен в Свято-Троицком кафедральном соборе, а дальше с песнопениями, молитвами, мы пойдем через весь город на берег Волги. Завтра после Божественной  литургии  в храме также состоится Чин великого освящения воды.

Часто люди спрашивают: «Какая вода сильнее, которая была освящена сегодня или которая будет освещаться завтра?». Это очень древняя русская традиция – дважды освящать воду в день самого праздника Богоявления и накануне. Люди заблуждаются, когда говорят, что одна из них Крещенская другая Богоявленская. Вода одинаковая. И благодать одна и та же. Но сама по себе вода никогда не будет «действовать» и «работать», если человек не приложит сердце к нему, если не будет вкушать эту воду с покаянием, с надеждой, с радостью, с благоговением. Если будем толкаться и шуметь, никакая вода не поможет нам. Только любящее, милующее сердце, только кроткий смиренный человек, с благоговением подходящий к святыне, может рассчитывать на милость Божью.

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, храм в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса), 18 января 2015 г.

 

Теги: Крещение Господне, Богоявление.
Оставить комментарий
Поделиться в: