Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь на утрени с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее богослужение в народе называют Мариино стояние. Это последование утрени с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского. Канона, который мы с вами уже слышали этим постом – на первой седмице в течение четырех вечеров. Мы читали эти возвышенные, глубокие, наполненные образами тропари, которые написал много столетий назад святой Андрей. Читая тропари, человек сравнивает себя со святыми подвижниками и грешниками.

Церковь неспроста на пятой седмице Великого поста предлагает нам прослушать весь канон. В древности эта служба длилась всю ночь: тропари попеременно пели хоры, народ совершал по три земных метания на каждый тропарь. Христиане всю ночь подвизались и молились, обращая свой вопль и плач Создателю.

Когда преподобный Андрей составлял канон, часть тропарей он посвятил преподобной Марии. Тогда она была относительно новым подвижницей, недавно прославленной Церковью, и он использовал пример ее жизнеописания как источник вдохновения, как покаянный образ для всякого человека. И действительно, в этот вечер мы слышим ее житие – удивительное чтение, которое не может не тронуть ни одного человека. Как бы глубоко не пал человек – есть надежда исправления, есть возможность подняться и исправиться. Жизнь преподобной Марии как нельзя лучше это показывает.

Житие, которые мы с вами слышали, братья и сестры, очень интересно и с исторической точки зрения. В этом коротком повествовании открывается очень много интересных примеров в жизни Церкви того времени. Мы слышим, что преподобная Мария преставилась в 522 году в правление византийского императора Иустина. Это время очень непростое для Церкви. Она была смущаема разными ересями, но одновременно мы видим удивительный расцвет монашества. И жизнеописание преподобной Марии тесно вплетено в жизнь иорданских монастырей, которые десятками открывались в Палестине. В VI веке, когда палестинское монашество достигло своего наивысшего развития, в пустыне жили не сотни, а тысячи (многие историки считают и десятки тысяч) монахов.

Интересна структура жизни подвижников: очевидно, что это были не очень большие обители со строгим уставом, разбросанные по пустыне. Здесь подвизались старцы, большинство из которых были простыми монахами. Редкий случай, когда настоятель монастыря был священником. Но старец Зосима, о котором мы слышали сегодня – был иноком и одновременно пастырем, священником.

Порой монахи Великим постом уходили за реку Иордан в иудейскую пустыню. А насколько нам известно Иорданская пустыня не просто сурова, она ужасна: скалы, песок. И те растения, о которых говорится в жизнеописании преподобной Марии – коренья и цветочки, – появляются там только ранней весной, в остальное же время пустыня абсолютно безжизненна. И вот уходя далеко в пустыню, подвижники совершали подвиг – постились, непрестанно творили Иисусову молитву. Мы видим, что здесь описывается традиция, которая совершается и до сегодняшнего дня в Прощеное воскресение. Монахи просили друг у друга прощения, перед тем как уйти в пустыню. Они не знали – вернутся они или погибнут там, какова будет их степень усовершенствования, что они смогут сделать, а чего нет. И до сегодняшнего дня, начиная Великий пост, мы также просим друг у друга прощения.

Также интересна традиция причащения Святых Христовых Таин. Преподобная Мария, прежде чем уйти в пустыню, вернувшись из иерусалимского Воскресенского храма Гроба Господня, подходит к берегу реки Иордан в ночное время и причащается Святых Христовых Таин. Этим Великим постом мы попытались в нашем кафедральном соборе восстановить древнюю практику нашей Церкви и стали служить Литургию Преждеосвященных Даров вечером. Вполне возможно, что и преподобная Мария причастилась Преждеосвященными Дарами на вечернем богослужении. А возможно священник дал возможность ей вкусить Даров Христовых, чтобы она могла со спокойной совестью начать новую жизнь.

Часто, братья и сестры, придя в храм и начав духовную жизнь, мы удивляемся, что у нас многое не получается: не идет молитва, возникают разные помыслы, приходят скорби и иные трудности. Мы начинаем унывать и переживать. К сожалению, иногда некоторые христиане под гнетом собственных страстей перестают ходить в храм, ленятся, забывают понуждать себя к молитве и искренне удивляются, почему же ничего не получается? А ответ очень прост, и сегодня мы его слышали – тот человек, который живет греховной жизнью, принеся Богу покаяние и уже будучи прощен Богом, не может сразу избавиться от страстей. Семнадцать лет преподобная боролась со своими страстями как с «дикими зверями», и только спустя семнадцать лет она получила некое облегчение. Что же удивляться, братья и сестры, когда при нашей нерешительности многое не получается у нас. Мы видим, что еще семнадцать лет преподобная Мария прожила в пустыне относительно благополучно, хотя и в это время она терпела и скорби, и холод, и зной, и лишения. За это время она не встречала ни одного человека, но при этом Господь вразумил ее, и она знала Священное Писание. Того человека, который молится, который искренне обращается к Богу, Господь наставляет Сам. Но для этого нужна очень глубокая, внутренняя работа. Этот пример, братья и сестры, уникален и удивителен. Это путь избранников Божиих. Простой человек должен руководствоваться не голосом, который раздается в его сердце, а послушанием Церкви, Священным Писанием, которое мы должны читать каждый день.

Мы видим, как старец Зосима встречает подвижницу, пытается с ней поговорить, и она открывает ему свою жизнь. Просит его прийти на следующий год на это же место и причастить ее. Также она передает настоятелю отцу Иоанну, чтобы он лучше смотрел за братией. Казалось бы, странное наставление. Она не знает настоятеля. Почему здесь об этом говорится? Церковные ученые считают, что это указание на то, что в иорданском монастыре стала пускать корни ересь монофизитства. Эта ересь принесла очень много горя, привела к разделению Церкви и иорданская пустыня стала одним из полей сражения Православия с этой ересью.

Старец Зосим погребает преподобную Марию в пустыне, она остается абсолютно безызвестной. Мы о ней знаем только по рассказу старца. Прошли уже века, почти полторы тысячи лет с момента ее преставления, но ее пример для нас и нашей Церкви останется навечно. Пример глубокого падения и удивительного восстания. Церковь недаром выбрала преподобную Марию – одну из трех великих подвижников – чей пример приводится нам Великим постом. Преподобная Мария поистине является образом покаяния, восстания от греха.

Совершая сегодня молитву, братья и сестры, мы с вами немножко потрудились, потерпели. И самое главное нам нужно помнить – не подвигом, не чем иным достигается спасение, а прежде всего покаянием. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50, 19). Только тот человек, который осознает свою немощь, свои грехи, кается в них перед Богом, такой человек может спастись. Ничто другое не поможет нам.

Дай Бог, чтобы мы с вами приняли этот урок в свое сердце и постарались бы в повседневной жизни подражать преподобной Марии: учиться покаянию, не держать в своем сердце обиду, злобу, а все это повергать на суд Божий.

Очень интересно, братья и сестры, то, как преподобная Мария обратилась к Богу. Ведь она пришла в иерусалимский храм, сама не зная зачем. Сколько людей сегодня приходит также в храм – «все пошли и я пошел». На праздник храм полон народу, а спроси человека: «Зачем ты здесь?», – он и не знает. У преподобной Марии были мысли греховные, она искала иного. Но видимо в ее сердце было нечто такое, ради чего Господь принял ее, направил в Иерусалим, привел ее в храм Божий и показал, что грешный, оскверненный человек не может войти в храм. Преподобная Мария была невидимой силой остановлена. Сказано, что все входили, а она не могла войти. Она пыталась и раз, и два, и три, но невидимые силы удерживали ее.

И вот знаете, братья и сестры, когда я каждый год читаю это жизнеописание, этот отрывок, мне всегда представляется некий образ из нашей с вами повседневной жизни. Как мы, стремясь добыть чего-либо, достигаем этого. И даже в храме можно это видеть, как люди стремятся к святыне – чаше, иконе. Во время крестного хода толкают друг друга, оттесняют, ругаются, обижаются. Особенно это хорошо видно во время раздачи святой воды на Крещение или на Преображение, когда освещают яблоки. И вот спроси человека, зачем он хватает десятки литров воды, ругаясь, на чем свет стоит, а он не знает.

Пример преподобной Марии поистине удивителен, и, на мой взгляд, именно потому, что она смогла понять, что держит ее. Она не попыталась снова и снова усилить работу локтями, ногами, не стала кричать, возмущаться, а задумалась: «Почему Бог не пускает меня»? Ведь когда у нас что-то не получается, братья и сестры, мы начинаем винить всех и вся. Виноват начальник, виноваты подчиненные, если работа выполняется не хорошо; в доме, если проблемы, значит, дети не понимают чего-либо, муж или жена плохие, а уж про родителей и говорить нечего. Но ведь для того, чтобы понять, как исправить ошибки, нужно понять, что же является причиной того, почему Господь не дает нам просимого. Преподобная Мария видимо была глубоким человеком, видимо была в ее сердце искренность и жажда правды. Она была максималистом. Это видно из того, что оставшиеся годы, десятилетия она провела в пустыне, совершая удивительные подвиги. Так вот она задумалась: «А почему Бог не пускает меня»? «Что является причиной, невозможности войти в храм?». И она сразу все поняла. В одно мгновение пред ней пролетела вся ее жизнь. Она сказала: «Господи, прости меня. Пресвятая Богородица, помоги мне». И мы видим, что после этого она сразу входит в храм. Попросила, помолилась, покаялась, и Господь открыл ей вход.

Как часто, братья и сестры, и в нашей жизни бывает нечто похожее: мы просим Бога: «Господи, помоги», – и часто Он помогает нам. Но я вспоминаю притчу о десяти прокаженных, которые молили Господа и говорили: «Очисти нас». И когда Господь очистил их, только один вернулся, чтобы сказать: «Господи, спасибо Тебе». А девять пошли дальше. Так вот, преподобная Мария как этот прокаженный, поклонившись Кресту, вернулась обратно в притвор и сказала: «Господи, теперь я в Твоих руках. Матерь Божия ты меня направляй». По сути, братья и сестры, не каждый из нас помнит об этом. Когда мы получаем просимое, нужно вернуться и поблагодарить Бога.

Преподобная Мария не просто сказала: «Благодарю», она сказала: «Сам дальше направь меня». Для современного человека это вообще непонятно. Для него вера в Бога это некий довесок к жизни повседневной. Это то, что создает духовный комфорт. Но ведь это не так. Жизнь по Богу, вера в Бога должна быть центром жизни человека. Все остальное должно крутиться вокруг этого. Все остальное должно быть довеском. И вот мы видим, что преподобная Мария достигла святости. Наверное, и в жизни каждого из нас может быть нечто подобное. Конечно, мы не можем говорить о таких подвигах, но ведь покаяние, искренность, настойчивость – это то, что должно быть в жизни каждого человека. Ведь это так просто сказать: «Господи, прости меня, помоги мне. Благодарю Тебя, Господи. А дальше…веди меня Сам».


+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска,

25 марта 2015 г.


Оставить комментарий
Поделиться в: