Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в Великий Четверг

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня Великий Четверток, день Тайной вечери, когда вся наша Церковь, и мы вместе с ней воспоминаем события, которые для каждого человека являются центральными в жизни.

Господь наш Иисус Христос, совершив массу чудес, исцелив немощных, больных людей, преподав им Свое учение, прежде чем покинуть этот мир, делает то, ради чего и пришел. Он основывает Церковь и преподает ей Свое Тело и Свою Кровь.

Таинство Евхаристии – центральное Таинство Церкви. «Если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его; то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53), – говорит Господь. Собравшись в Сионской горнице со своими учениками, Христос прежде умывает им ноги. И сегодня по церковной традиции в кафедральном соборе творится подобие этого Евангельского действа. Архиерей умывает ноги ученикам своим – священству. Господь наш делает это для того, чтобы мы поняли, в чем вера наша. Мы должны не возвышаться над другими, а умалять себя. Апостол Петр, который был человеком горячим, говорит: «Тебе ли, Господи, умывать мои ноги?.. Не умоешь ног моих во век» (Ин 13, 6–8). Но слышит в ответ от своего Учителя, что если он не позволит это сделать, то не будет иметь части со Христом.  

Если мы хотим быть учениками Христовыми, мы должны не только принимать умовение, но и сами это делать. Если кто хочет быть большим, надо быть меньшим, быть всем слугой. В светском обществе принято так –  если ты хочешь быть великим, то должен властвовать, возноситься над другими людьми. Господь умывает ноги Своим ученикам, чтобы дать им образ: «И вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Иоан.13:14,15).

Истинная красота человека в его смирении и кротости. Зло нельзя победить злом, но только добром. Христос показал своим ученикам, что значит вера христианская и после этого преподает им Свое Тело и Кровь, устанавливает Таинство Евхаристии. Мы видим, что все апостолы приступают к Чаше. Но Господь говорит: «Не все вы чисты» (Ин. 13, 10), «Омочивый со Мною в солило руку, той Мя предаст» (Мф. 26, 23).

Когда мы слышим эти Евангельские строки, сердце не может не содрогнуться. Среди ближайших учеников Христа оказался тот, кто предал его. И, когда мы видим, что в нашей жизни тоже есть подлость и предательство, то не должны удивляться этому. Ведь если среди апостолов нашелся предатель, значит и среди людей будут те, кто не поймет нас, отнесется к нам без любви, а вполне возможно и предаст.  Христос лишь ему одному говорит: «Что делаешь – делай скорее» (Ин 13, 27). И Иуда уходит.

Евангелист, повествуя о Тайной вечери, говорит, что, когда Иуда принял из рук Христа кусок хлеба, с этим куском в него вошел сатана. Это очень страшные слова. Если человек недостойно вкушает Тело и Кровь Господа, то душа не получает спасение, в нее входит сатана. Но это сказано не для того, чтобы мы перестали подходить к Чаше, а лишь затем, чтобы мы смотрели внимательно в свое сердце – нет ли там зависти, сребролюбия, гордости и возношения. Нет ли там смертного греха, который становится каменной стеной между человеком и Богом.

Среди апостолов, как и среди нас с вами, нет ни одного человека, кто мог бы сказать: «Я достоин причаститься. Ведь я вычитал правило, я постился, ходил в храм». Не это делает нас достойными, но лишь только смирение и вера. А смертный грех человек совершает тогда, когда, осознавая свою греховность, понимает, что делает беззаконие, но продолжает делать это. Когда совесть обличает нас, но мы попираем ее – вот тогда мы причащаемся в грех и во осуждение. Не в исцеление своего тела и души, а в осуждение.

Христос недаром сказал  Иуде слова: «Что делаешь – делай скорее» (Ин 13, 27). Иуда в тот момент уже предал Христа за тридцать сребренников. В голове человека не может в полной мере уместиться, как такое могло случиться. Как Иуда, находясь больше трех лет вместе со Христом, видя все, что происходило, решился на такой страшный грех? Что двигало этим человеком? Иуда, предавая Христа, не жаждал и не искал чего-то великого. Ни один предатель не стяжал чего-то великого – славу, величие, безбедное жительство. Как правило, тот, кто предает, совершает это злое дело за копейки. Тридцать сребреников в то время в Израиле – это цена негодного раба. В сердце этого человека появилась зависть, злоба. Он разочаровался в своем Учителе и понял, что Христос не тот, кого он хотел бы видеть.

Христос пришел спасти людей, но, прежде всего, показать им совершенно другие правила жизни. Он стал умывать ученикам ноги. Иуда ждал от своего Учителя величия, могущества, силы. Он хотел, чтобы Христос был царем Израильским, правителем. И умовение ног и Тайная вечеря стали той последней каплей, когда Иуда все понял и окончательно разочаровался.

По окончании вечери Христос со Своими учениками выходит в Гефсиманский сад, где они часто совершали вместе молитву. Иуда знал это место. Он приводит туда стражников, народ. В Евангелии очень ярко описывается этот момент. «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» (Мф. 26, 55). Когда человек совершает греховный поступок, в начале он кажется ему нужным, правильным, осмысленным. Но когда совершается сам грех – это все превращается в фарс. Беззащитный Христос, Учитель арестовывается как злодей, как великий преступник. На Него вышли воины с оружием. Но Христос не сопротивлялся. Он предает себя в руки Своих палачей и говорит: «Не ведают, что творят» (Лк. 23, 34). Когда человек совершает грех, его разум затмевает страсть. Мы, к сожалению, когда грешим, часто даже не понимаем, что происходит с нами. Но спустя некоторое время мысль посещает человека: «Господи, да что же это на меня нашло?».

Если мы посмотрим дальше, то увидим, что и Петр также испугался и предал Христа. Но отрекшись от своего Учителя, он, услышав пение петуха, горько зарыдал, потому что понял, что совершил страшную ошибку и раскаялся. И Господь простил Своего ученика. А Иуда, как мы знаем, ничего не сделал для того, чтобы исправить страшный грех, а лишь нашел в себе силы, чтобы пойти и удавиться. Когда все это мы переживаем на днях Страстной седмицы, сердце наполняется и ужасом, и надеждой, и страхом, и радостью одновременно.

Мы не должны осуждать Иуду, людей, которые стали палачами Христа, не должны осуждать апостолов, которые будучи людьми, испугались. Мы должны думать о том, что, может быть,  и мы на их месте  поступили бы также, может быть и у нас не хватило бы мужества и мы согрешили бы. Если бы это было не так, то в сегодняшней нашей жизни мы бы больше благодарили и внимательно относились к тому, что говорит нам Христос. Но если мы грешим, значит,  нет в нас страха Божьего.

Но есть у нас и надежда, есть покаяние. Господь милует каждого человека. Наверное, если бы Иуда принес покаяние, Бог и его бы простил. Все зависит от нас. Как мы принимаем из рук Христа и исповедуем Его, как причащаемся – в суд себе и осуждение или же во спасение, в исцеление души и тела своего.

В этот день причащается вся Церковь. Пусть это великое Таинство послужит нам ко спасению. Будем же со смирением, вниманием припадать к стопам Христа, будем смиряться перед Ним и ближними нашими. Будем умывать ученикам ноги, как Христос это сделал. И Господь не оставит нас, подаст нам надежду на вечную жизнь. Храни вас Бог, дорогие братья и сестры. Причастников поздравляю с Причастие Святых Христовых Тайн. Дай Бог нам оставшиеся дни Страстной седмицы провести в молитве,  со смирением, кротостью и встретить великий праздник с радостью и сердечным торжеством.  Аминь.

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий,

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска,

9 апреля 2015 года





Оставить комментарий
Поделиться в: