Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас. Сегодняшней службой Великой среды оканчивается Великий пост. Сегодня мы с вами в последний раз в этом году совершили молитву преподобного Ефрема Сирина после причащения Святых Христовых Таин, когда, казалось бы, не положено земно кланяться. Мы в последний раз прочитали эту удивительную, глубокую, очень искреннюю и великую молитву: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков».

Эта молитва, братья и сестры, по Уставу нашей Церкви читается Великим постом. Молитва, в которой мы просим Господа избавить нас от страстей и дать нам возможность стяжать добродетель. Но главное, братья и сестры, никогда и никого не судить.

Все мы знаем, что Великий пост время трудное, но и благодатное. Это время, когда мы стараемся более внимательно следить за своей душой, сердцем, исправлять ошибки, исцелять страсти, приобретать добродетели. Когда наступает пост, человек надеется, что ему удастся что-то переменить в своей жизни, удастся исправиться, провести время поста в истинном покаянии, молитве и созерцании Бога. Но пост идет и человек видит, что все не так как нам хочется, и даже желая не грешить – мы грешим, желая исправляться – не исправляемся, любя ближних своих, все равно досаждаем им и сами обижаемся. И завершая Великий пост, понимаем, что мы сделали не все, что могли. А точнее говоря, ничего не сделали. Время упустили, добродетели не собрали, покаяние не принесли, а пост уже закончен, да что говорить, и жизнь человеческая пролетает также. Мы не успеваем опомниться, как из младенца человек превращается в глубокого старика.

Однако же по окончании поста в Великую среду мы слышим удивительное евангельское повествование о том, как Христос, находясь в Вифании, зашел в дом Симона Прокаженного (уже это, братья и сестры, дает нам надежду, потому что, Христос зашел не к богачу и не к праведнику). И вот когда все сели за трапезу в дом вошла женщина, которую все знали как блудницу. В наше время, к человеку, который занимается таким греховным делом, относятся без уважения и с презрением. А в те времена такой человек был даже хуже, чем прокаженный. Эта женщина войдя в горницу подошла ко Христу, пала на колени и разбила сосуд мира – алавастровый кувшин, и стала возливать это миро на ноги Христа. Она обливала Его ноги своими слезами и обтирала, как полотенцем, своими власами.

Евангелист Матфей приводит этот случай не просто так. Именно накануне Пасхи, накануне страданий крестных Христос удостаивает эту женщину прощения грехов. А ведь она, по сути, и не просили никакого прощения. Она просто  сделала то, к чему призвало ее сердце. Готовясь к Пасхе, мы должны знать, что к Богу, прежде всего, приближает ни добродетель, ни какие-то великие дела, поступки, ни подвиги, а смирение и жажда покаяния.

Однажды одного подвижника, который был известен как человек святой жизни, спросили: «Как ты, считая себя грешным человеком (а ведь, действительно, истинные подвижники относились к себе как к самым последним грешникам) дашь ответ Богу, когда Он спросит с тебя?» Ведь Господь скажет: «Какие добродетели совершал ты? Какие подвиги ты приносил мне?». А подвижник сказал: «Нет, Господи, ничего этого не было в моей жизни». А если Господь спросит тебя: «Как старался смиряться ты?» «Нет, – говорит – и этого ничего не было в жизни моей». А если снова спросит Господь тебя: «Как совершал молитву ты? Как изучал Священное Писание? Как постился?». «И этого ничего не было. Все было кое-как». Тогда спросили человека: «Какой же ты дашь ответ Богу? Что же принесешь ты Ему, если из всего перечисленного ничего тобой не было сделано?». А подвижник помолчал и сказал: «Я Господу скажу только то, что всегда старался жить по правде. И даже не находя в себе ничего доброго, говорю Господу: “Господи, нищ и убог есмь аз. Нет во мне ничего достойного спасения. Все в твоих руках”». Только такое смирение, братья и сестры, такая искренность может спасти человека.

Завершая Великий пост, готовясь к встрече Пасхи, вспомним о том, что главное в нашей жизни – это истинное смирение перед Богом, признание своей несостоятельности. Признать нужно то, что без Бога мы никто и ничто. И Бог спасает нас, не за наши труды и подвиги, а за то, что мы стараемся жить искренне и по правде. Пусть будет в нашем сердце любовь, искренность и смирение. И спасет Господь нас. С праздником.


+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска,

7 апреля 2015


Оставить комментарий
Поделиться в: