Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в канун Недели 2-ой по Пасхе (Антипасхи), воспоминания уверения апостола Фомы

Дорогие братья и сестры, в этот день мы читаем главу из Евангелия о том, как Христос после своего  Воскресения явился своим ученикам. Христос хотел, чтобы ученики удостоверились истинности Его Воскресения. Однако апостола Фомы не было вместе с ними. А когда он узнал об этом великом чуде, то не поверил.

Спустя неделю Господь снова  явился перед своими учениками. Тогда был и апостол Фома. Подойдя ко Христу, он смог уже воочию увидеть истинность того чуда, о котором Христос предупреждал апостолов еще до своего распятия и смерти. Христос говорит Фоме при встрече: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь Мой и Бог Мой!» (Ин. 20, 27-29).  

Уверение Фомы, дорогие братья и сестры, это чудо, и даже, своего рода урок, каждому христианину. Ведь человек часто страдает неверием, а точнее маловерием. Когда мы вроде и верим Богу и знаем, что Он есть, но не строим свою жизнь так, как должны были это делать.

Мы знаем, что маловерие это грех, это страсть, и спрашивается: почему же Господь совсем не осуждает Фому? В богослужебных текстах неверие Фомы даже называется «добрым неверием». Это связано с тем, дорогие братья и сестры, что апостол Фома был добрым и глубоким человеком. И его маловерие было основано, по большому счету, не на сомнениях, а на боязни ошибиться. Он настолько любил Христа, что  если бы сказанное учениками о воскресшем Господе оказалось неправдой, то его постигло бы сильное  разочарование.

О том, что Фома имел доброе утроение, свидетельствует евангельский рассказ о  воскресении Лазаря. Однажды, когда Господь находился в Галилее, пришло известие, что друг Его, Лазарь, тяжко болен. Но Христос как будто не обратил на это внимания. На третий день Господь вдруг предложил идти в Иудею. Это изумило и испугало учеников: тотчас пришли на память те опасности, которым недавно подвергался их Учитель в Иерусалиме. Они сделали попытку отговорить Иисуса от такого опасного предприятия. Но Христос отвечал ученикам, что ничто не может сократить время, назначенное для Его служения на земле, и открыл им причину предпринимаемого путешествия – смерть Лазаря. Как не жаль, было ученикам Христовым Лазаря, но идти в Иудею, казалось им тем же, что идти на смерть. Они остановились в нерешительности. Тогда Фома выступил вперед, сказав товарищам: «Пойдем и мы умрем с Ним». Это было выражением сильной беззаветной преданности. Фома не задумывался – он видел твердость намерения Учителя и не хотел разлучаться с Ним в опасности. Горячие слова Фомы подействовали на прочих, и все, уже не сомневаясь, пошли за своим Учителем.

Иудеи уже тогда замышляли  убийство и Фома один из немногих, кто не устрашился этого и готов был идти со своим учителем даже на смерть. В сердце этого человека было непросто неравнодушие, а  большая ревность. Он действительно верил своему Учителю.

Когда распяли Христа, Фома страшно переживал и скорбел. В этот момент, вполне возможно, в его сердце и закралось сомнение. «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20, 25). И когда Христос является и  уверяет Фому, тот приносит свои пальцы, чтобы прикоснуться к ранам Христовым, увериться в истинности Воскресения.

Апостол Фома, проявив маловерие, и уверившись, пошел с проповедью и как другие апостолы, принял мученическую кончину. Одним словом умер со Христом, как когда-то  сказал об этом сам. И, конечно же, воскрес. Церковь поминает апостола Фому для того, чтобы и в наших сердцах породить надежду и уверенность в то, что Господь всегда рядом с нами.

И слова, которые мы слышим далее в Евангелии, обращены к нам, дорогие братья и сестры: «Блаженны не видевшие, а верующие» (Ин. 20, 27-29). Апостолу Фоме ничего не оставалось как увероваться в истинности Воскресения Христова. Нам,  дорогие братья и  сестры, тоже надо полагаться  на Господа во всем.  Будем верить, без сомнения уповать на Бога, доверять Ему, обращаться к Нему и чтобы эта вера укреплялась в нас. Для этого в нашем сердце должны быть и сила, и мужество, и упование, а самое главное, неравнодушие. Аминь.


+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий,

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска,

18 апреля 2015 года






Оставить комментарий
Поделиться в: