Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Дорогие братья и сестры! Наступил уже пятый воскресный день по Пасхе. Все воскресные дни посвящены евангельским событиям, которые дают нам, современным христианам, почерпнуть для себя бесценный урок евангельской истины.

Сегодня мы слышали с вами евангельское чтение о самарянке – женщине, которая повстречала Христа у колодца Иакова. Иаков – сын Исаака, внук Авраама, который завещал эту землю и этот колодец своим детям, а также всем иудеям.

Христос встретил самарянку у колодца, расположенного неподалеку от самарийского города Сихема, по дороге в Иерусалим, куда Он направлялся на праздник Пасху. Между Христом и самарянкой начался диалог, который, на первый взгляд, может показаться достаточно простым, но с точки зрения евангельской истины – это очень важная беседа. Мы видим, что происходит как бы обычная встреча, во время которой Христос просит у женщины напиться воды. Самарянка удивилась и ответила: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин. 4, 9). Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». (Ин. 4, 10). Ответ Христа свидетельствует о том, что Господь не просто желал напиться воды из колодца, а Сам готов был дать «живой воды» этой женщине, тем самым открыть перед ней знания об истинном Боге.

Слова Христа, обращенные к самарянке, очень много значат и для нас. Ведь очень часто, обращаясь к Господу в храме, мы жаждем воды простой и доступной. Люди просят об этой воде, подразумевая материальные блага этого мира: удобства, комфорт, блага, чтобы все было хорошо и у нас, и у наших ближних. Господь же говорит о том, что у Бога нужно просить иного дара – «живой воды», которая станет в нашем сердце источником жизни вечной. Мы должны просить у Бога благодати, сил и разума, чтобы стяжать небесное наследие и жизнь вечную.

Мы видим, что каждый новый вопрос и ответ Христа, все больше и больше подводят самарянку к мысли о том, что перед ней не простой человек, а Сам Мессия. Это происходит после того, как Христос обличает женщину, раскрыв тайны ее сердца: «Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4, 18). Женщина все сразу понимает и отправляется в город, чтобы пригласить своих собратьев встретиться с Мессией. Евангелие свидетельствует о том, что Христос остался еще на два дня в Самарии, чтобы проповедовать там. Мы видим, что жители этого города верят Христу вовсе не из-за рассказа самарянки о Нем, а потому что сами узрели перед собой Творца и Его истину.

Мы видим также, братья и сестры, как после разговора с самарянкой Господь встретился со своими учениками. На просьбу апостолов принять пищу, Христос отвечает: «У Меня есть пища, которой вы не знаете» (Ин 4, 32). Господь отказался от трапезы и сказал, что Его пища заключается в ином, указывая Своим ученикам на народ: «А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин 4, 35) Христос говорит, что Его пища – это творить волю Отца Своего. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». (Ин 4, 36)

И действительно, дорогие братья и сестры, это очень глубокие слова. Они относятся не только к Самому Господу и к Его ученикам, но и ко всем людям. Истинная пища – исполнение Божией воли: стремление жить по заповедям, длится Божественным даром со своими близкими. Тогда мы становимся истинными апостолами, проповедниками. Учение Христово должно изменить человека, переменить образ его мыслей и чувств.

Колодец Иакова сохранился в городе Сихеме и до наших дней. Только сегодня этот город в основном населен мусульманами. Христиан там проживает немного. На протяжении многих столетий этот колодец являлся местом паломничества православных христиан. К сожалению, сегодня храм, рядом с которым находится колодец Иакова, расположен во враждебном обществе.

Мне довелось побывать на Святой Земле и молиться там. Оказывается, в конце XX века на этом месте явился новый мученик – священник Фелумен. Он был греком по происхождению, жил в храме, расположенном у колодца Иакова. Тогда многих мусульман, живущих в этом городе, такое соседство не устраивало. Они угрожали священнику, настаивали на том, чтобы он оставил место служения, вынес из храма иконы и кресты. Несмотря на многочисленные угрозы, священник не предал свою веру. Он категорически отвергал подобные предложения. В 1979 году группа радикально настроенных мусульман ворвалась в храм, устроила там погром и зверски замучила этого священника. Отец Фелумен был зарублен топором, ему выкололи глаза. Храм был осквернен. Престол уничтожен. Спустя пятнадцать лет священник был причислен к лику святых, как новый мученик.

Невозможно передать те чувства, которые испытываешь, находясь в этом святом месте! Когда, как сказано в Евангелие, опускаешь, почерпало в этот колодец, глубиною порядка тридцати метров. Когда ты пьешь из этого колодца эту замечательную и вкусную воду и осознаешь, что здесь, у этого колодца, более двух тысячелетий назад Христос беседовал с самарянкой. Об этой воде шла речь и в Евангелии. А рядом, в храме находится икона и покоятся мощи мученика, который отдал свою жизнь за Божию правду, который не побоялся и не захотел расстаться с той самой «живой водой» о которой свидетельствовал Христос.

Также и христиане, которые приходят для поклонения в этот святой храм, взирая на колодец и вспоминая святого мученика, наверняка задумываются о том, что в жизни каждого человека должны быть «живая вода», та истина, которую никогда не нужно бояться исповедовать.

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий,

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска,

10 мая 2015 года


Оставить комментарий
Поделиться в: