Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых

В первый воскресный день после Пятидесятницы Церковь предлагает нам вспомнить всех святых – людей, которые своей жизнью и подвигом за всю историю христианской Церкви угождали Богу и свидетельствовали миру о любви Божьей к человеческому роду. 

За две тысячи лет своей истории Православная Церковь явила бесчисленное количество подвижников, угодников Божьих, святителей, преподобных, мучеников, которые своей жизнью доказали, что святость возможна человеку.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни человека – это святость или стяжание благодати. Дух мирен, о котором упоминал святой, это благодатное состояние души человека, когда он ощущает мир с Богом. Тот человек, который не обретает этого мира, не может быть по- настоящему счастлив. Потому что мы знаем, дорогие братья и сестры, что все в этом мире проходящее и нет ничего постоянного. Даже сама человеческая жизнь, которая дается нам Господом, заканчивается. Человеку рано или поздно приходится переселяться в обители Небесного Отца и давать Ему отчет о прожитой жизни.

Сегодня Церковь предлагает нам услышать Евангельское чтение от апостола Матфея, которое по уставу полагается читать во время монашеского пострига. Эта аналогия очень яркая и удивительная. Монашеств – ангельское житие, которое свойственно не многим людям, а лишь тем, кто хочет безраздельно послужить Христу. Но оказывается внутреннее монашеское устроение должно быть у каждого христианина. Стремление к совершенству и любовь к Богу ¬– это главное, чем должен жить человек, где бы он не находился и какое бы послушание не выполнял. 

Мы слышали слова Господа нашего Иисуса Христа «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). Человек, услышав эти слова, задается вопросом: «Как такое может быть?». А все очень просто. Господь на самом деле не требует от нас невозможного. Он говорит, что человек должен жить так, что бы потом ему не было стыдно. Для этого он должен выбирать в своей жизни нечто главное и стремиться к этому, а все остальное будет приложено. Господь говорит, что нужно брать крест свой и идти за ним. И это главная особенность всех святых и подвижников нашей Церкви. Ведь они также были связаны многими обязательствами, послушаниями, семейными узами, долгом перед Отечеством и народом. Но главной в их жизни была безраздельная любовь к Богу. Любовь не к чему-то абстрактному, а к Христу, как к личности.

Всегда трудно выбирать между некими абстракциями, но когда перед нами два человека, мы понимаем: кого мы любим, а кого нет. Христос говорит, что для того, чтобы называться христианином, чтобы стать верующим человеком, нужно выбрать Спасителя, поверить Ему, найти в себе мужество пойти за ним и тогда все остальное приложится. И вот мы слышим слова апостола Петра, обращенные к Христу «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф. 19, 27). Это вопрос, дорогие братья и сестры, тоже не праздный. Ибо человек, приходящий к Богу, в храм, очень часто вопрошает: «А что мне будет за это?». Ведь не секрет, дорогие братья и сестры, что многие люди приходят в храм, чтобы получить материальные или душевные блага. Даже церковные люди, молясь Богу, по мере сил и возможности служа Ему, подсознательно ждут от Него внешнего благополучия: здоровья, счастья, уважения и прочих благ. Но Христос на вопрос апостола Петра отвечает: «Сядете и вы на двенадцати Престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19, 28). Иисус говорил: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк. 10, 29-30). Оказывается вера во Христа, дорогие братья и сестры, не дает счастья человеку на земле, материальных благ. Главное, что Господь обещает человеку – вечность. 

Господь говорит еще и о том, что если любишь Бога, то надо любить и ближнего своего. Действительно, дорогие братья и сестры, для того, чтобы полюбить Бога и вечность, нужно в земной жизни научиться любить людей, приучиться к благочестию. А мы знаем, братья и сестры, как это не просто. Даже тогда, когда человек хочет творить добро и понуждает себя к благим делам и благочестивым поступкам, то не всегда у него все получается. Люди, приходя на исповедь, говорят: «Из раза в раз поднимаясь, я снова падаю и согрешаю». Возникает вопрос: если мы выбрали путь христианской жизни, пришли в Церковь и готовы жить по заповедям Божиим, то почему у нас ничего не получается? Почему мы падаем? Почему унываем?

Может быть, вообще невозможно достижений святости? Но если мы откроем церковный календарь, то увидим, что количество святых бесчисленно. Человек, стремясь к святости, подвизаясь и служа Богу, прежде всего, должен приобрести смирение. Святости нельзя достичь без смиренного сердца. Ничего нельзя достичь, если человек не смиряется перед своими ближними, не научился терпеть их, а самое главное себя.

Однажды преподобному Антонию Великому – человеку, который жил ангельской жизнью пришел помысел о том, насколько он достиг святости. Он стал размышлять об этом и в это время услышал Божественный голос: «Антоний! Иди в Александрию и там ты увидишь человека, который намного тебя превзошел». Преподобный послушался гласа Божьего и отправился в Александрию. Господь привел его к дому, где жил простой человек. Он встретил некого кожевника. Преподобный спросил его, как тот живет и как служит Богу. На что человек ответил: «Не знаю за собой ничего доброго, живу и воспитываю детей, работаю, помогаю бедным, молюсь по мере сил и возможности, но доброго в моей жизни нет ничего». Антоний Великий был человеком высокой духовной жизни, очень проницательным. Он сразу понял, почему Бог привел его к кожевнику и что хотел сказать. Этот человек, наверное, не совершал великих подвигов, но в его сердце было великое смирение. Он не видел в своей жизни ничего доброго, смирялся и надеялся на Бога.

Таким образом, Господь показал, что главное в жизни человека ¬– это смирение. Если человек склоняет свою голову перед Божьим величием, то он может многого достигнуть. А если пытается с гордостью, ревностью и тщеславием даже Богу послужить, то из этого ничего не выйдет. 

Совершая сегодня память всех святых нашей Церкви, мы в каком-то смысле празднуем и свои именины. Ведь сегодня совершается память всех наших небесных покровителей. Будем просить и молиться, чтобы Господь по их молитвам даровал нам смирение и ревность о доброй жизни. Чтобы мы со смирением служили Христу, помогали нашим ближним. А когда чего-нибудь у нас не получается, просили у Господа дать сил дальше продолжать свой путь и служение. И верю, что Господь услышит нас, простит нам грехи наши, поможет продолжить наше шествие за Ним и найти спасение в Царствии Небесном. Помощи всем Божьей и молитв святых нашей Церкви!

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий 
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска, 
7 июня 2015 г
Оставить комментарий
Поделиться в: