Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в день обретения мощей преподобного Максима Грека

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с днем памяти преподобного Максима Грека. Сегодня мы с вами совершаем Божественную литургию и одновременно слышим слова Христа, которые открываются нам в Евангелие. И эти слова, братья и сестры, должны как можно глубже запасть в наши сердца, потому что, то, о чем говорит Господь, является не просто истиной, но жизненно необходимой установкой, которой мы должны следовать.

Мы слышим, как Господь со своими учениками входит в дом к некоему человеку. К Нему приступают фарисеи и книжники и задают вопрос, который кажется им совершенно естественным и закономерным: «Почему ваш Учитель ест с мытарями и грешниками?». Надо сказать, что в древнем Израиле и во времена Христа отношение многих людей к греху и пороку было негативным. Согрешающий в глазах мнимого праведника, исполнителя Закона был человеком отверженным, недостойным милости Божией.А здесь они видят Учителя, который прославился многими чудотворениями, исцелением болящих и даже воскрешением мертвых, который общается с грешными людьми, с мытарями. А мытарь это своего рода имя нарицательное. Мытарями называли предателей собственного Отечества. Их презирали, ненавидели. И потому фарисеи, и книжники спрашивают: «Как же Учитель закона и праведности может быть рядом с теми, кого все презирают?».

Но Христос говорит удивительные слова: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). Также Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). Бог приходит для того, чтобы спасти не праведников, но грешников. Праведник и так достоин милости Божией. Но Бог становится человеком, чтобы призвать к Себе людей грешных, призвать их к покаянию, исправлению, дать им шанс.

Евангелист Матфей не просто так описывает эту встречу и этот разговор. Для каждого из нас очень важно понять: зачем мы приходим в храм, как мы должны относиться к Богу, друг другу и самому себе? Человек никогда не должен считать себя праведником, достойным милости Божией. Но иногда приходиться видеть, как человек, считая себя грешным, боится преступить к Богу. Как часто может быть и вам приходилось слышать: «Не хожу в храм, потому что грешный я человек, не хочу лицемерить. Я не исповедуюсь и не причащаюсь, потому что недостоин этого». На самом деле, братья и сестры, нет никого, кто был бы достоин встречи с Богом и настоящего искреннего Причащения. Мы все грешники. И единственное чем человек может приблизиться к Богу это искренностью своего сердца и покаянным настроем.

Часто люди воспринимают храм Божий как некую абсолютную святыню и в этом они правы. Но видя в храме, в христианстве абсолютную святость, они забывают о том, что Церковь состоит из людей, которые по своей природе и по своей сути являются грешниками. И придя в храм они видят прихожан, которые к сожалению иногда между собой не находят общего языка, видят священника, который не в полной мере исполняет свой долг или говорит какое-то грубое слово. И тогда человек соблазняется, покидает Церковь и даже перестает обращаться к Богу. Это, конечно, не правильно.

Мне всегда вспоминается момент из жития преподобного Сергия Радонежского. В Троицкий монастырь пришел один поселянин, чтобы встретить преподобного. Он жаждал увидеть подвижника в великой славе, но увидел некоего человека, который капался на огороде. И когда он стал спрашивать, где преподобный Сергий, игумен монастыря открылся ему, но он не поверил. И даже подумал, что тот издевается над ним. А спустя некоторое время этот человек увидел великого князя, который приехал в монастырь. Он подошел к этому огороднику, стал с ним беседовать, взял благословение. И тогда этот человек понял, что истинная святость открывается не в пышном одеянии, не в славе, которую люди приносят друг другу, не в каких-то почести и похвале, а в искренности сердца, в смиренном духе. И мы, братья и сестры, когда приходим в храм и молимся Богу, должны помнить о своих грехах, немощах, недостатках, но при этом никогда не терять надежды.

Мы молимся во время Литургии, причащаемся Святых Христовых Таин и слышим молитвы, которые читает священник или архиерей, например, во время Херувимской песни, где просят у Бога прощения в своих личных грехах. Мы искренне просим у Бога прощения в своих ошибках и верим, что Господь простит нас, поддержит и поможет нам. И слова сегодняшнего Евангелия: «Милости хочу, а не жертвы» – это тоже своего рода обращение к нам. И мы должны стараться видеть в наших ближних не грешников, но праведников.

Часто мы оправдываемся в своих немощах грехами и пороками ближних, говоря: «Если бы вокруг нас были хорошие люди, и я был бы таким. А так как вижу вокруг себя ошибки, грех, то и я не могу поступать по-другому». Но это неправильно. Нужно стараться не замечать пороков ближнего, уметь прощать, проявлять милосердие, снисхождение. И тогда Господь простит нам наши грехи. И пусть сегодняшнее евангельское чтение послужит нам настоящим уроком. С искренностью, со вниманием приходя в храм, будем молиться Богу о прощении собственных грехов. Не будем пренебрегать возможностью принести Богу покаяние. Будем милостиво относиться к своими близким и всем тем, кому нужна наша помощь, забота и любовь.

Я сердечно поздравляю вас, братья и сестры, с праздником. Благодарю Бога за возможность разделить с вами радость Литургии и причаститься Святых Христовых Таин. Желаю вам помощи Божией, спасения, мира, любви и, конечно, молитв преподобного и богоносного отца нашего Максима Грека.


+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, храм  в честь иконы Божией Матери «Умиление» с. Безымянное Энгельсского района, 4 июля 2015 г.



Оставить комментарий
Поделиться в: