Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в канун праздника Преображения Господня

С праздником, дорогие братья и сестры. Сегодняшнее всенощное бдение мы совершаем в канун Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – праздника, который дает каждому христианину надежду, укрепление в вере и знание о том, что Христос есть истинный Бог.

Мы слышим евангельское чтение о том, как Христос берет самых ближайших учеников: апостолов Петра, Иакова и Иоанна, возводит их на гору Фавор и преображается перед ними. Евангелие говорит, что лицо Христа и одежды сделались столь белыми, как никакой белильщик не может выбелить. И Господу являются два пророка – Моисей и Илья.

Апостолы, пробудившись ото сна, испугались. Мы видим как апостол Петр, не знает, что говорить, ибо часто люди от радости, от волнения, говорят глупости. Он предлагает сотворить на горе три кущи: Господу, Илие и Моисею, выражая тем самым ту благодать, ту радость, которая посетила его.

И мы, дорогие братья и сестры, должны получить великую надежду. Господь преображается для того, чтобы укрепить апостолов, а значит и нас с вами. В кондаке праздника говорится, что Христос преображается для того, чтобы, когда Его увидят распинаемым, апостолы поняли, что страдания эти вольные.

 Преображение это действительно великое чудо – Христос приоткрыл апостолам Свое Божественное естество. Нетварный свет осиял Господа. Именно для того, чтобы ученики поняли, что перед ними истинный Бог. И когда придут испытания, когда вера их начнет колебаться, они вспомнили это чудо и укрепились бы в своей вере. Мы видим, что когда Христа предали, все бежали. И апостол Петр, который был с господом на Фаворе, также испугался и отрекся от Христа. Но все-таки апостолы раскаялись. И большинство учеников, исключая Иуду, снова пришли ко Христу.

 Христос преображается, давая нам надежду на то, что и мы можем преобразиться. В жизни каждого человека, дорогие братья и сестры, рано или поздно наступают такие моменты, когда приходят испытания, когда вера человека начинает колебаться. Человек начинает сомневаться не в существовании Бога, а в том, возможно ли спастись. Ведь часто люди говорят, сколько не каюсь, сколько не подвизаюсь, все равно грешу.

Я думаю, что многим из вас приходилось видеть людей, которые покидали Церковь. Может быть, не все прямо предают Христа. Но суета житейская, заботы века сего настолько поглощает ум и сердце человека, что он оставляет храм Божий. И потихоньку забываются радость от обретения Бога. К каждому из нас, братья и сестры, приходит враг рода человеческого, и пытается, искушая, заставить человека забывать о Боге в повседневных заботах и делах.

А кого-то эти искушения посещает перед самой смертью. Святые отцы говорят о том, что искушение предсмертное всегда бывает самым тяжким и нужно молиться в течение всей жизни, чтобы у нас хватило сил преодолеть его, не засомневаться в вере, не отступить от Христа.

Преображение – это чудо, которое должно случиться в жизни каждого человека. Речь идет не о том, что нужно обязательно увидеть фаворский свет – это удел святых. Но каждый человек должен по-настоящему поверить, измениться внутренне. Преображенский свет должен осиять сердце человека. Чтобы мы другими глазами посмотрели на мир и в повседневных, привычных нам явлениях увидели славу Божию. Ибо если этого не происходит с человеком, то вера его слаба. Первое же испытание показывает, что человек отрекается от веры, отступает от Христа, предается греху, пороку. Еще более худший состояние, когда человек просто закостеневает в грехах, в равнодушие, в холодности, в черствости. Славя преображенного Христа, будем молиться о том, чтобы несмотря ни на какие трудности, мы не отступили от Христа.

Сердечно всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником. Желаю всем вам помощи Божией, радости. Завтра мы будем совершать Литургию, а по ее окончании по традиции Церкви будет  совершаться чин освящения плодов. В этот день принято приносить в храм виноград. Как известно из этого плода делают вино, которое используется в самом главном Таинстве _ Евхаристии.

В нашей местности виноград малопригоден для изготовления вина, а в северных русских областях его не выращивают вовсе. Поэтому в России освещают иные плоды – овощи, фрукты – как некую жертву Богу. Человек посвящает все лучшее, что есть у него, своему Создателю.

Часто люди воспринимают освящение плодов, как нечто такое, что даст им силы, здоровье, поэтому и ажиотаж такой вокруг освящения яблок в этот день. А по мысли Церкви это жертва, это проявление нашей веры. Человек взращивал урожай, трудился. И вот он собрал урожай, и лучшее от этих плодов несет в храм, чтобы посвятить Богу. Будем помнить, братья и сестры, что Богу отдавать нужно все самое лучшее и ценное, что есть у нас. Но в первую очередь Богу нужно отдавать в сердце. А если в сердце нет веры и любви к Богу и людям, то никакие плоды не помогут нам, братья и сестры.

Постараемся не разорять ту благодать, которую Господь дает нам в праздничный день. Всех вас поздравляю. Аминь.

 

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий. Свято-Троицкий кафедральный собор, 18 августа, г. Покровск (Энгельс).
Теги: Преображение Господне.
Оставить комментарий
Поделиться в: