По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в Неделю 27-й по Пятидесятнице, день памяти благоверного великого князя Александра Невского

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сердечно всех вас поздравляю с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы и конечно же с сегодняшним воскресным днем!

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Православная Церковь вспоминает событие, когда Пресвятая Дева будучи еще совсем ребенком своими благочестивыми родителями Иоакимом и Анной была введена в Иерусалимский храм.

Святые родители, страдавшие в течение многих лет бесплодием, молились Господу о том, чтобы Он даровал им чадо. Их молитвы были услышаны Господом. На свет появилась будущая Пресвятая Богородица, которую родители решили посвятить Богу.

Перед нашим взором открывается великая вера этой супружеской четы, великая благодарность, а самое главное, глубокое и серьезное отношение к жизни. Они просят Бога о даровании чуда не для того, чтобы насладиться этим чудом, и не для того, чтобы оно послужило им в прибыток, но, прежде всего, чтобы потом пожертвовать собой и принести свое чадо Богу, тем самым отблагодарить Господа за явленную милость. В Священном Писании, в жизни многих святых нашей Церкви часто встречаются примеры, когда человек, веря в Бога, следуя за ним, молится и просит Господа о том или ином благодеянии, не для того, чтобы себя утешить, не для того, чтобы насладиться этим чудом, а прежде всего, чтобы засвидетельствовать славу Божию.

Праведные Иоаким и Анна были обычными людьми. Как и все обычные люди, они нуждались в любви и заботе, чтобы кто-то упокоил их старость, поддержал бы. Как у нас говорят, чтобы на старости лет было кому подать стакан воды. Господь им даровал ребенка, а они решают его Господу же и отдать.

Когда Мария достигает трехлетнего возраста, то ее вводят в Иерусалимский храм. У древних иудеев храм – это не только место молитвы и приношения жертв, а огромный комплекс, где одновременно развивалась и наука, и социальная деятельность. При храме жили так называемые назореи – те люди, которые полностью посвящали себя служению Господу. Родители отдавали своих детей в храм, чтобы они по мере своего взросления учились благочестию, служили Богу. Одним словом, при Иерусалимском храме всегда было много людей.

Пресвятая Дева, как говорит Предание Церкви, вводится в храм с большим торжеством. Ей предшествовали девы со свечами в руках. Первосвященник Захария встречает Богородицу у входа в храм и вводит ее во Святая Святых.

Для правоверных древних иудеев храм был величайшей святыней. Святая Святых – это особое помещение, куда никто не мог входить, ни простые люди, ни священники. Единожды в год только первосвященник мог войти во Святая Святых. Не могло быть и речи, чтобы туда вошла женщина или девочка. И вот здесь возникает вопрос: «А если вдруг не было этого исторического события, что мы празднуем? Почему Церковь так торжественно и возвышенно напоминает нам из года в год о нем?»

Праздники, которые мы празднуем в храме, – это, прежде всего, не попытка вспомнить те или иные события, а наставление человеку. В празднике мы должны увидеть глубокий внутренний смысл. Праведные Иоаким и Анна отдают свое чадо на служение Богу. Пресвятая Дева, войдя в храм, как бы говорит, что каждый из нас должен в свое время войти в храм Божий, найти веру. Я бы сказал, что это праздник православного храма.

Не секрет, братья и сестры, что многие люди, которые были крещены в детстве, всю жизнь ходят мимо храма и не заглядывают в него. Есть такие, кто часто ходят в храм, но при этом не представляют и не понимают для чего им это нужно. Кто-то приходит в Церковь для того, чтобы вымолить те или иные дары. Иногда спросишь человека: «Для чего ты молишься и во что ты веришь?». И ответ примерно такой: «Чтобы мне жить легко было. Чтобы было счастье, богатство, радость, утешенье». Или говорят: «Я помолился в церкви и вышел такой успокоенный, такой умиротворенный. Мне так было хорошо на душе. Но вот нашлись злые люди, которые расстроили, ввели меня в грех, обидели».

А на самом деле в храм мы должны идти, чтобы научиться служить Богу. Детей ведем в храм, выражая тем самым свою веру. Мы стараемся сделать так, чтобы наши дети обрели благочестие и постигли смысл жизни. Это тоже своего рода жертва родителей Господу своему.

Как нельзя лучше эту мысль подтверждает сегодняшнее Евангельское чтение – рассказ-притча о богаче, который собрал большой урожай, положил в житницу и сказал: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись». (Лк. 12, 16-20). Казалось бы, что здесь греховного и страшного? Разве есть такие люди, которые не пекутся о своем здоровье, радости в жизни, о благополучии своем и своей семьи? Все люди, так или иначе, стремятся к этому. Но Господь, наверное, приводит эту притчу, чтобы показать нам, что это не главное. Главное – это жизнь с Богом и исполнение Его заповедей.

И Господь доказывает это в своей притче. Голос был ночью к этому богачу: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12: 20). Кому достанется слава твоя, твое величие, спрашивает Господь, те средства, которые ты скопил, связи, власть. Конечно, кто-то скажет, что все это оставит детям и внукам. Но нам известно, братья и сестры, множество примеров, когда человек трудится и работает, оставляет свои достижения и наследство своим детям, а им ничего этого ненужно. Все пропадает и идет прахом.

Ведь Господь недаром называет богача безумным. Нужно в Бога богатеть, жизнь свою посвящать Господу. Здесь не сказано, что богатство само по себе плохо, нет, но отношение человека к этому богатству. Никогда нельзя полагаться на людей, на деньги, на власть. Все это ненадежно.  Главное в жизни – найти Бога. Постараться сердце и душу свою усовершенствовать, принести покаяние.

И вот, братья и сестры, в этот праздник, я всем вам желаю, чтобы всегда в нашей жизни на первом месте была вера, служение Христу. Чтобы в своих молитвах мы не только говорили «Господи, дай!», но и: «Господи, прими мое сердце, мысли мои, мои чувства! Прости мне грехи мои». Чтобы мы не смущались детей своих приводить в храм и учить их благочестию. Чтобы не боялись поделиться добром, которое имеется у нас, со своими ближними. И здесь речь идет не только о деньгах и богатстве. Поделиться можно своей сердечной радостью, уметь улыбнуться лишний раз человеку, поддержать его, сказать доброе слово. С плачущим поплакать, с радующимся посмеяться. Вот о чем говорит Господь! Нужно уметь делиться тем, что дал тебе Господь и не прятать это. Не закапывать этот талант в землю, а преумножать его и возвращать Богу. Вот в чем смысл жизни человека. Всем вам я желаю обрести этот смысл и жить в соответствии с ним. Молиться Богу и всегда быть ему благодарным за то, что Он дает нам такую возможность. Храни вас Господь, братья и сестры.

Аминь.



+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Свято-Троицкий кафедральный собор г.Покровска (Энгельса)
6 декабря 2015 г.


Оставить комментарий
Поделиться в: