Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

В Неделю о блудном сыне и памяти апостола от 70-ти Онисима

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры, сердечно вас поздравляю с воскресным днем. Всего лишь две недели осталось до того момента, как мы с вами войдем в Великий пост. Каждый из нас знает о том, какую великую духовную пользу приносит человеку это время. Господь Иисус Христос не случайно установил этот спасительный период. Зная немощь человека, и как говорят святые отцы, нашу удобопреклонность ко греху, Церковь нам предлагает выделить особый период жизни – сорок дней, как бы десятую часть года и посвятить ее полностью Богу. Нужно попытаться в это время внимательнее молиться, исправляться, испрашивать друг у друга прощение, а главное, открывать свое сердце для Бога.

Конечно, дорогие братья и сестры, лучше нашей Церкви никто не знает о том, что человеку очень тяжело исправиться, трудно жить духовной и святой жизнью. Даже тогда, когда человек имеет к этому расположение и стремление, сколько искушений и трудностей лежит на его пути. И как часто, изнемогая под гнетом своих страстей, мы падаем и ошибаемся.

Многие люди, когда начинают соблюдать Великий пост, когда приходят в Божий храм имеют добрые намерения. Но спустя две-три недели вдруг понимают, что соблюдать пост очень тяжело. И снова падают и согрешают. Поэтому Церковь нас начинает заранее готовить к постному странствию. В течение нескольких недель Церковь предлагает нам поучения – Евангельские притчи, – которые помогут нам настроиться на определенный лад.

Сегодня мы с вами слышали притчу о блудном сыне. Это очень удивительная притча, которая, как никакая другая, объясняет и раскрывает нам смысл жизни человека. Чего нужно опасаться и к чему нужно стремиться. Как нужно нам воспринимать друг друга, а также Бога нашего.

Евангелист Лука приводит слова Господа нашего Иисуса Христа о том, что был некий человек, у которого было два сына. Младший сын просит своего родителя разделить имение с братом, берет свою часть и уходит на чужую сторону. Господь говорит о том, что этот юноша жил там блудно. Все расточил и истратил. У него не осталось ничего. Наступил голод, и он начал нуждаться. Он хотел найти пропитание и устроился к некому господину, который послал его на поле пасти свиней. Испытывая голод, блудный сын хотел насытиться свинской пищей, но такой возможности у него не было. И вот после долгих страданий и переживаний, этот человек пришел в себя, одумался, стал молиться и сказал: « Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 1и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15, 17-19).

Отец, как только увидел своего сына, выбежал ему навстречу. «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». (Лк. 15, 20). Сын же ответил ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. (Лк. 15, 20). «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться». (Лк. 15, 22-24). Отец устроил большой пир. Родитель без всяких сомнений принимает своего сына и возводит его в прежнее достоинство, не поминая ему ошибки и грехи.

Попытаемся, дорогие братья и сестры, перевести эту притчу на наш современный язык и понять о чем же говорит нам Господь. Вообще притча – это удивительное литературное произведение. На Востоке притчи очень распространены. Даже в наше время люди многие истины и правила передают в притче. Это нужно для того, чтобы не ограничить свободу человека. Господь говорит иносказательно, чтобы каждый человек в свою меру мог воспринять ее смысл.

Так вот мы видим, что некий человек имел два сына. Этот человек образ Бога, а сыновья, это все человечество. И вот один из этих сыновей возгордился. Он посчитал, что самодостаточен и стал жить, как велит его сердце, не взирая на законы и правила, никому не подчиняясь. Братья и сестры, этот образ, как нельзя лучше, показывает современное человечество. Многие столетия и даже тысячелетия, многие народы жили и старались почитать своих родителей, чтить святость брака и смирение младшего перед старшим и т.д. И вдруг только последнее десятилетие во всем мире и в том числе, к сожалению, и в нашем народе, появились люди, которые стали говорить: «Свобода – это вседозволенность! Что хочу то и делаю! Не нужны мне никакие авторитеты, ни Церковь, ни Господь мне тоже не нужны!». Потому что Церковь иногда действительно ограничивает нас в наших поступках, стремлениях и желаниях.

Так вот, человек говорит, что все это ему не нужно и полагается только на себя и собственные силы. Как в той притче, он получает свою часть имения и уходит на чужбину. То есть отправляется «в свободное плавание» и начинает жить блудно. Сворачивает с истинного пути и поступает так, как ему велит ни сердце и ни совесть, а враг рода человеческого – дьявол. Сначала, кончено же, возникает ощущение свободы и радости. Но на самом деле все обстоит очень плохо. Через некоторое время человек начинает нуждаться: испытывать духовный голод и страдания.

Многие трудности, с которыми мы сталкиваемся, определены ни Господом, а нами. Если человек грешит, то ничего удивительного нет в том, что в его жизни нет счастья. Если он совершает неблаговидные поступки, то страдают и душа, и тело. Но мы видим также, что этот блудный сын пришел в себя. Видим, что в сердце этого юноши были и добрые помыслы. Было в жизни его такое, за что Господь позволил ему придти в себя. Часто люди, совершая те или иные греховные поступки, не могут придти в себя многие годы. Вроде бы видишь, что человек неплохой и добрый, но, к сожалению, поступает так, как будто бы это не он. Он водится со злым духом и даже этого не понимает.

А этот юноша пришел в себя. Господь дал ему разум. Он обратился и понял, а главное, начал приносить покаяние сначала Господу, а потом своему родителю. И в нашей церковной жизни должно быть нечто подобное. Сначала нужно приносить Богу покаяние, но не только…Мы должны обязательно каяться перед ближними. И вот он приходит к своему родителю, чтобы сказать слова прощения. И отец бежит ему навстречу, ни напоминая о прежних обидах. Все это отец забыл, потому что всегда любил своего сына и желал ему только добра. Видя своего сына кающегося, он возводит его в прежнее достоинство. В жизни каждого из нас происходит нечто подобное. Все мы начинаем бунтовать против Богом, против наших ближних, против своих родителей, совершать грехи. Но как же важно опомниться, придти в себя. В определенный момент сказать: «Господи, я виноват пред Тобой!». Без этого покаяния человек никогда не обретет Бога, человек никогда не поймет того, что происходит в храме.

Многие люди приходят в храм, чтобы получить хорошую жизнь: здоровье, достаток, счастье, какие-то блага этого мира. Но вряд ли на все это можно рассчитывать. Господь милосерден. Он посылает те или иные блага для жизни. Но в храме нужно иного искать – спасения. А спасение человека заключается в поиске воли Божьей.

Мы думаем, что очень любим своих родителей, детей, мужей и жен, родственников и друзей. Но была ли любовь у сына из той притчи? Похоже, что он относился к своему родителю очень прагматично. Он любил не отца своего, а те блага, которые от него получал. Он просит разделить имущество, которое, как ему кажется, принадлежит ему. Действительно, люди часто любят ни человека, ни его душу, а те блага, которыми можно воспользоваться. Нужно, как можно внимательнее наблюдать за собой: что же движет нами, когда мы общаемся с ближними? Не говорит ли в нас желание попользоваться человеком: его умением, талантами.

Мы видим, что отец не помянул греха своему сыну. Тогда в притче на первый план выходит еще одно действующее лицо – старший сын. Увидев, как отец принял его блудного брата, старший сын озлобился и не хотел войти в дом. Он сказал своему отцу: «Я вот столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15, 29-30). Старшим сыном руководили тщеславие, гордость и даже обида. И вот мы видим, что родитель утешает и младшего сына, и старшего: «Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 31-32).

Многое, о чем говориться в притче относится к нам. Действительно мы отступаем от Бога и согрешаем. Слава Богу, если возвращаемся и каемся. Но притча, наверное, может показать и нечто большее. Давайте попытаемся увидеть себя не только в младшем блудном сыне, но и в старшем. Как часто приходиться видеть кающегося человека, который возвращается в лоно Церкви, приходит с покаянием к Богу или лично к нам. А мы не можем его принять. Попытаемся же увидеть себя в роли отца, который принял своего сына. Ведь это, братья и сестры, говорит о многом, когда человек умеет не только испросить прощения, но еще и простить. Действительно, когда чувствуешь себя виноватым просить прощения легко. Но когда тебя обидели и причинили какое-то зло или досаду и просят прощения, а бывает так, что даже и не просят, вот тогда действительно нужно проявить христианское великодушие.

Великим постом часто вспоминают житие одного святого мученика, которого звали Никифор. Жили два друга. Одного звали Никифор, он был мирянином. Второго друга звали Саприкий, он был священником. Они дружили на протяжении многих лет. Но как часто это бывает, посеял дьявол между ними вражду. Эта вражда зашла так далеко, что они не могли уже даже общаться друг с другом. И вот в стране, где они жили, произошло гонение на христианскую Церковь. Священника Саприкия сразу арестовали, потому что он был пастырем.

Никифор пришел в себя, одумался и стал просить прощение у своего друга, который сидел в темнице. Но священник был не преклонен. Говорил: «Ты виноват!». И не давал ему прощения. Священника вывели на площадь, где пытали христиан и заставляли отречься от своего Бога. Он мужественно терпел все пытки, как вдруг в толпе появился его друг Никифор. Он прошел к месту казни и сказал: «Друг! Прошу тебя, прости меня хотя бы перед лицом смерти. Я виноват перед тобой!». К сожалению, дьявол озлобил сердце Саприкия. Даже перед лицом смерти, он не простил своего ближнего. И тогда Бог отступил от священника. Благодать, которая его хранила и давала ему силы претерпеть мучения, отошла. Он сказал: «Что я здесь делаю? Зачем я терплю все эти муки? Я отрекаюсь от Христа». В это время его друг воскликнул: «Что ты делаешь? Нельзя этого делать!». И исповедовал себя христианином. Его мучили, а потом обезглавили. Церковь его прославила.

Это жизнеописание свидетельствует о многом. Оказывается, Божья благодать хранит нас. Нам часто кажется, что мы многое можем и умеем. И вера наша – это наша заслуга. Но это не так, братья и сестры. Благодать Божия хранит человека только тогда, когда он живет по заповедям Божьим. Когда он умеет не только послужить Богу, потрудиться, но и простить ближнему своему. И вот, готовясь к Великому посту, вспоминая притчу о блудном сыне, будем себя воспринимать как этого сына. Будем возвращаться к Богу, будем каяться в грехах своих, немощах и ошибках. Будем стараться не подражать старшему сыну, не будем надмеваться над ближними. Будем благодарить Господа, что он дал нам возможность служить ему и, конечно же, дорогие братья и сестры, по мере наших сил и возможностей, подражать отцу из этой притчи. Будем прощать ближних наших, не будем ждать от них каких-то слов признаний, а будем сами выходить к ним на встречу, чтобы обнять и поцеловать их.

Поздравляю вас всех с праздником! Дорогие братья и сестры, наша Церковь имеет свой Устав, который сложился на протяжении многих столетий. Есть время праздничное, а есть время поста. Есть время, когда мы говеем, а есть время, когда мы вкушаем всякую пищу. Литургия, которая совершается в храме, предполагает наличие причастников. И если совершается служба, то причащаться должны все. И в воскресный день, и в будничный христиане должны походить к Чаше. Потому что Чаша выносится из алтаря для всей Церкви и всех присутствующих. В дни сплошной и Светлой седмицы или Святок не предполагается поста. Потому что пост – это воздержание, своего рода телесное покаяние. Но праздник предполагает радость. Церковь отменяет пост. Значит, к Причастию можно подходить без поста. Нужно подходить к Чаше и причащаться Святых Христовых Таин. Поверьте, что не продукты, ни молоко, ни мясо не разделяют нас с Богом, а наши грехи, в которых мы должны каяться. Иногда, даже нужно смириться и сказать: «Господи, я доверяю тебе и нашей Церкви! Я готов принимать и правила, и Уставы, которые она имеет».

Поэтому, дорогие братья и сестры, старайтесь, как можно чаще причащаться, не оставлять Литургию, приходить в храм, исправляться, молиться и получать ту великую благодать, которая дает нам Господь.

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Храм в честь Рождества Христова г. Покровска (Энгельса)

28 февраля 2016 г

Оставить комментарий
Поделиться в: