Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в Великий Четверток

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня в Великий Четверток все православные христиане приходят в храм, чтобы вкусить Тело и Кровь Христа.

Как свидетельствует Священное Писание, за два дня до Пасхи Господь собрал своих учеников, чтобы совершить с ними Тайную вечерю. В Сионской горнице Господь встречается со своими апостолами и преподает им Великое Таинство, которое для всех последующих христиан будет главным. Через это Таинство Господь открывает нам возможность быть единым с Ним.

Перед Своими страданиями Христос не только преподает нам Свое Тело и Кровь, но перед этим совершает великое действие, которое является образом смирения. Христос восстает от вечери, снимает с Себя верхнюю одежду и, препоясавшись полотенцем, умывает ноги Своим ученикам – апостолам.

На Востоке существует древняя традиция. Когда путник приходит в дом, хозяин, показывая свое смирение и любовь к этому человеку, омывает ему ноги. Конечно, апостолы сразу не смогли этого понять и допустить. Петр даже возразил своему Учителю: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Не умоешь ног моих вовек» (Ин. 13, 6-8) Он был самым горячим из апостолов. Поэтому когда Господь ему сказал: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною», Петр ответил: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову!» (Ин. 13, 8-9) Петр осознает, что учитель делает нечто великое, но до конца не может этого понять. Ибо в человеческом обществе начальствующий должен получать почести, а не оказывать их кому-либо. Но Господь свидетельствует своим поступком и словами, что у христиан так не должно быть: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13, 14).

Каждый христианин должен видеть в своем ближнем Бога, должен смириться и перед хорошим, и перед плохим человеком, потерпеть и простить. Христос омывает ноги и после этого преподает Своим ученикам Таинство Евхаристии. Он говорит: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов» (Мф. 26. 26-28).

Ученики в полной мере не осознают, что происходит. Ибо действительно, как хлеб и вино, могут стать, плотью и кровью? И когда Господь обратился с подобными словами к присутствующим иудеям во время своей евхаристической проповеди в Капернауме, то те не смогли этого понести. Как свидетельствует Евангелие, многие после этих слов отошли от Него. Ибо Господь сказал: «Если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не получите жизни. Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот во Мне живет и Я в нем» (Ин. 6, 53-56). А если об этом говорит Господь, значит это истина.

Все поколения христиан всегда в храме Божием совершали Евхаристию. Это своего рода, братья и сестры, основной критерий, по которому о человеке можно судить – истинный он христианин или нет. Без совершения Таинства Причастия и участия в Литургии человек не может называться христианином.

Также мы видим, что древние христиане очень дорожили этим Таинством. Для них было величайшей трагедией остаться вне церковной ограды и не подойти к Чаше. В древней Церкви за грехи и отступление от Бога человека отлучали от Причастия. Зато посмотрите, сколько сегодня людей, носящих крест, которых никто не отлучал от Чаши, но они не приходят в храм, чтобы вкусить Тело и Кровь Господа. Люди зачастую находят большое количество причин для того, чтобы не причаститься. Тому причина настоящие и мнимые грехи, те или иные страхи. Или же просто человек прикрывается рассуждениями о том, что он не достоин того, чтобы вкусить Тело и Кровь.

Для христианина Евхаристия – это жизнь. Тот человек, который регулярно причащается, совсем по-другому воспринимает Божию Церковь. Он чувствует, что нужно делать, а что нет. Сам Дух Божий наставляет его на всякую истину и правду.

Дорогие братья и сестры, мы ни в коем-случае не должны пренебрегать этим Таинством. Если Господь предложил нам Свое Тело и Кровь, то мы должны принять этот дар. Мы должны причащаться, должны стараться открывать свое сердце, чтобы Господь поселился там.

Мы видим, как переживают встречу со Христом дети, которых родители к Чаше с раннего возраста. Как они возрастают в Духе Божьем. Да и взрослый человек, который регулярно причащается, порой меняется так, что через некоторое время его уже узнать никто не может. Сердце его горит, а лицо светится.

Но мы должны помнить, братья и сестры, что нельзя причащаться просто механически. Нельзя воспринимать Причастие, как некое чудо, которое может исцелить и исправить нас само по себе. Иуда, как и прочие апостолы, испил из Чаши, которую подал ему Христос. Но после этого в сердце Иуды вошел сатана. Это случается с тем человеком, который причащается недостойно. Не тогда, когда человек грешит. Нет такого человека, который бы не ошибался. Но если человек не приносит покаяние и относится к Евхаристии, как к возможности получить от Бога какие-то внешние блага, то такой человек может причаститься в осуждение. Поэтому, подходя к Чаше, будем вкушать Тело и Кровь Христа с надеждой, благоговением и любовью.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одной из проповедей, посвященных Таинству Причастия, говорил, что Чаша Христова – это Чаша страданий Христа. И вкушающий от этой Чаши должен быть готовым к тому, чтобы последовать за Христом на Голгофу, на Крест. Принять из Его рук и испытания, и страдания, и болезни. И как Сам Господь сказать: «Господи! Пусть будет не моя воля, но Твоя!».

Сегодня Великий Четверток. И впереди нас ждут крестные страдания Христа, Великая Суббота, и, конечно же, сам праздник Воскресения Христова. Будем же с благоговением и вниманием следовать за Господом через весь Его крестный путь. Примем Христа с надеждой и любовью. Постараемся быть верными Его учениками. Постараемся не повторить ошибку не то что Иуды, но и апостолов, которые спрятались и бежали. И если случится вдруг когда-нибудь искушение, которое постигло апостола Петра, скажем: «Господи, прости нас!». Будем каяться, исповедоваться, просить у Господа прощение. Уверен, что Господь никогда не оттолкнет кающееся сердце, а всегда утешит и исправит такого человека и подаст ему вечную жизнь.

Сердечно поздравляю всех причастников! Пусть Тело и Кровь Христа будут во исцеление душ и телес наших. Пусть Господь укрепит нас через это Великое Таинство. Храни вас Господь!

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

28 апреля 2016

Оставить комментарий
Поделиться в: