Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь на Утрени Великого Пятка

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, в канун Великого Пятка в православных храмах совершается служба, которая по своей глубине, богословской возвышенности не может сравниться ни с одной другой службой богослужебного годового круга. Стоя перед крестом, мы слышим страстные Евангелия. Наша Церковь выбрала особые отрывки из евангельских историй, которые раскрывают перед нами весь ужас и трагизм того, как Христос, который пришел спасти людей, оказался в положении разбойника, обманщика.

Мы слышим, как Христос говорит: «Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил?». Или по-еврейски: «Или, Или! лама савахфани?» (Мф. 27, 46). Евангелист уточняет, что один из стоящих сказал: «Посмотрим, придет ли Илия спасти Его» (Мф. 27, 49). Ужас в том, что иудеи находящиеся рядом со Христом, даже не смогли разобрать того, что сказал Господь. Иудейский народ, который искал праведности от Закона, оказался не способен различить даже язык, на котором когда-то говорили иудеи.

Мы видим, что Господь обращает свой возглас к своему Отцу, Он испытывает тяжкое страдание, и быть может, не столько физическое, сколько душевное и моральное. Каждый из нас, братья и сестры, взирая на крест, обращаясь в эту минуту к Господу, должен задуматься над тем, что перед нами не просто Бог, а Богочеловек. И когда у нас что-то болит, когда нас охватывает душевная мука, мы ищем помощи, мы просим Господа, чтобы он снизошел до нас и поддержал нас. А Христос, будучи также истинным человеком, испытывает эту сердечную тяжесть. Еще в Гефсиманском саду мы видим, что Он борется с помыслом, с искушением – Ему кажется, что Отец Небесный отвернулся от Него. И Он говорит: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26, 39). И это лишний раз показывает нам, что Господь непреложно стал человеком. Он действительно пришел на землю и принял человеческое естество не призрачно. Христос испытал искушение богооставленности, самое тяжелое искушение, которое человек может пережить в своей жизни.

Когда нам бывает плохо, мы часто виним в этом наших ближних. Мы порой даже ропщем на Бога, но Господь молится за своих обидчиков и распинателей. В Его словах нет осуждения, нет раздражения, гнева и обиды. Господь как бы говорит: «Люди, что вы делаете? Одумайтесь. Я пришел, чтобы спасти вас. Я простираю руки к вам, я жду от вас ответа». Сегодня мы с вами слышали величественные, возвышенные песнопения, которые раскрывают эту мысль. Мы видим образ иудеев, которые раздражаются, завидуют. Мы видим образ Иуды предателя, но здесь же и образ благоразумного разбойника, который первым вошел в Рай. Он называется в сегодняшней службе спутником Христа. Это говорит о том, что каждому человеку возможно испросить у Бога прощение. И Бог никогда никого не судит, Он ждет сердечного обращения, ждет, когда каждый из нас ответит на Его призыв или, по крайней мере, смирится со своими немощами, со своими грехами и скажет как разбойник: «Господи, помяни меня во Царствие Твоем».

Сегодняшняя служба может не тронуть сердце только самого черствого и бесчувственного человека. Но в ней нет уныния, нет отчаяния, В этой службе нет слез, которые порой мы проливаем не потому что каемся, а потому что жалеем себя. Эта служба заставляет человека очень о многом задуматься. И сейчас стоя перед крестом, воспевая песнопения и молитвы, будем верить и надеяться, что Господь примет нас. Как никто другой Он понимает нас, Он знает как нам тяжело, потому что Сам прошел через боль, страдания и лишении. И потому у нас есть надежда на спасение.

По традиции на этой службе мы стоим с зажженными свечами и светильниками. И по окончании службы христиане не гасят свои свечи, а несут их в свои дома, чтобы зажечь от этого огня свои лампады. Эта традиция как бы напоминает нам, что сегодня на службе на нас изливается особая благодать. Огонь утрени Великого Пятка мы несем в свой дом и сохраняем как можно дольше. Конечно, это внешняя традиция. Главный смысл заключается, конечно, в другом. Но мы – люди, и вера наша выражается в каких-то конкретных, осязаемых делах и поступках.

Будем, братья и сестры, молиться Господу, будем стараться отдать Ему свое сердце, будем каяться в грехах наших, а самое главное – будем иметь надежду, что Бог рядом с нами, что Он слышит нас и всегда поддержит, утешит и спасет нас.

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

28 апреля 2016

Оставить комментарий
Поделиться в: