Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Хочу жить по «Домострою»!

Да простят меня мои эмансипированные подруги. Очень полезная книжка, зря пугают ею женщин. Меня больше пугает статистика: сегодня в России на 100 браков приходится 50 разводов. А начиналось все очень даже красиво. Белая фата, цветы, платье… Разве думает половина молодоженов, вступая в брак, что будет считать развод единственным спасением от несложившейся жизни? Только вот развод не спасает от самого себя — повторные разводы тому подтверждение.


И уже не столь важно, обо что разбилась семейная лодка. Даже самый благоустроенный быт не спасет семью, если люди перестают разговаривать, отвыкают друг от друга. Живут не единомыслием, а каждый своими интересами.

Открываю «Домострой»: «Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным наставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано».

Конечно, времена уже не те, и женщина больше не хочет быть бесплатной домработницей, поваром, официанткой, уборщицей, медсестрой и психотерапевтом. Домашняя техника взяла на себя львиную долю женских забот. Ею с успехом пользуются и мужчины, тогда как женщины обучились практически всем мужским профессиям, успешно делают карьеру и зарабатывают больше мужчин.

Да и современные мужчины вряд ли захотят жить по «Домострою» — ведь это не только рабски покорная жена и послушные дети, это прежде всего колоссальная ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за них. Их нужно обеспечить всем необходимым — чтобы жили в сытости и порядке. Что и говорить, патриархальный уклад приносит мужчинам больше издержек, чем привилегий. Возникает вопрос: зачем вообще создавать семью? Ради того, чтобы «завести» детей?

Но многодетные семьи сегодня редкость. В лучшем случае современные родители могут себе «позволить» одного ребенка, объясняя контрацепцию и аборты нехваткой средств на воспитание других детей — «поднять» бы единственного. Но что стоит за этим словом «поднять»? Не просто накормить, одеть и обуть, но приобрести дорогостоящие игрушки, добавьте к этому расходы на здоровье и образование — если в старину хватало одного кормильца на десятерых детей, то сегодня в стремлении соответствовать «должному потребительскому уровню» двое работающих родителей действительно могут «не потянуть» второго ребенка. Проще избавиться от него, чем продать, скажем, вторую квартиру, оставшуюся в наследство и заботливо припасенную для старшего, отказаться от дорогой машины, дачи, компьютера последней модели или модного телефона. Логика неоспорима: пусть лучше будет один ребенок, но у него будет все, чем «плодить нищету». Конечно, у него будет все… кроме братьев и сестер. И стоит ли удивляться, когда вместо сочувствия в трудной жизненной ситуации горячо любимое избалованное чадо однажды заявит родителям: «Это ваши проблемы».

В потребительском мире дети — уже не объединяющая семью сила. Скорее — обуза, которая мешает, требует внимания, сил, постоянной заботы. Поколение «чайлдфри» — так называют себя те, кто сознательно выбирает бездетность, — поколение «по-настоящему свободных» людей, которым не стыдно быть счастливыми. Это особая философия и видение мира. У меня есть знакомые, которые придерживаются этой теории. Они объездили уже полмира, но все чаще отпуск он проводит на одной половине земного шара, а она — на другой.

Те же, кто отваживается на продолжение рода, часто отдают своих детей бабушкам и дедушкам. Многие мамы торопятся поскорее выйти из декрета, стремясь к самореализации, к карьерному росту.

Для работающей мамы бабушка, няня или детский сад — это единственный выход. До сих пор помню, как плакал сынок, когда я вела его в группу. И как плакала сама, чувствуя себя предательницей. Стоили ли эти слезы моих сомнительных творческих успехов?

Бывает, что и неработающие мамы сдают детей в сад, мотивируя это тем, что им «нужно время для себя». Верная жена, заботливая мать — больше не идеал. Идеал — забронзовевшая в солярии шопоголичка, мечущаяся между ночными клубами, бутиками и SPA-курортами. А если речь идет о домохозяйке — то это отчаянная и отчаявшаяся когда-нибудь вернуться в «нормальную» жизнь замотанная истеричка.

— Как же надо себя не уважать! Ты что, хочешь превратиться в свиноматку? — услышала я от знакомой, узнавшей о моем желании подольше оставаться во втором декретном отпуске.

Почему же тогда при своей успешности во всех отношениях женщины жалуются на инфантилизм мужчин?

— Я не могу по-другому, я — кормилец в семье. — Моя подруга водит машину, зарабатывает приличные деньги, активно занимается благотворительностью. Ее муж зарабатывает много меньше. Двое маленьких детей почти все время на бабушке. А когда мама забирает их домой, они чаще видят ее спину: почти все свободное время она проводит у компьютера — благотворительная деятельность отнимает очень много времени. Муж готовит, кормит детей, меняет им памперсы, моет посуду…

Поначалу такое равноправие меня вдохновило — так приятно было бы сбросить часть своего груза на сильные руки мужа! Но, увидев чужого супруга за сугубо женскими в моем представлении занятиями, я испытала безмерную к нему жалость. Такую вызывает женщина, укладывающая шпалы или орудующая отбойным молотком.

А дети постоянно болеют, требуют все больше внимания, консультаций дорогих врачей — и это сигнал маме: значит, нужно еще больше работать!

— Может, ты бросишь работу и займешься детьми? — робко интересуюсь я.

— А кредит за новую машину кто будет выплачивать?

Впрочем, у моей подруги еще не все так плохо. Гораздо чаще приходится слышать другое: «Все, устала, больше не могу. Работа, дети, дом — все на мне. А муж лежит на диване, пьет пиво и смотрит телевизор…».

Знакомая матушка, жена священника, как-то сказала мне: «В той семье муж на диване лежит, где жена дома — командир». Но разве мы, женщины, не сами виноваты в этом? Мы надели мужские брюки, выбрали мужскую модель развития, взвалили на себя мужские обязанности, но ведь с нас никто не снимал обязанностей женских. Поэтому, добившись эмансипации, все чаще мечтаем о сильной спине, за которую всегда можно спрятаться. Может, попробовать заглянуть в «Домострой», чтобы найти ключик к семейному счастью?

Анна Владимирова


* * *
Прокомментировать эту ситуацию мы попросили председателя Дисциплинарной канонической комиссии Покровской епархии протоиерея Александра Писларя.

— В самом названии статьи Анны видна некая полемическая заостренность, преувеличение. В наше время семье жить по домострою, конечно, нельзя, но в статье выражена главная потребность современных супругов — иметь некое руководство в семейной жизни. В XVI веке была написана замечательная книга «Домострой», которая давала развернутое руководство по устроению отношений в семье, домашнего хозяйства на основе христианских заповедей. В наше время такого руководства нет, но то, что сейчас многие люди с большим интересом читают «Домострой», как раз выражает необходимость такого руководства.
Одна из проблем, обозначенных автором статьи, — ведение домашнего хозяйства. Если в древности оно ложилось на женщину, то сейчас женщины работают наравне с мужчинами, и потому необходимо разделение и домашнего труда. Но, на мой взгляд, главная проблема современной семьи заключается даже не в том, что отдельные мужья соглашаются разделять заботы по ведению домашнего хозяйства, а отдельные категорически против. Гораздо более опасно, когда муж не просто отказывается помогать в ведении хозяйства, а еще и занимает совершенно инфантильную позицию, когда он самую главную свою обязанность — быть ответственным за семью — перекладывает на жену.
Если семья живет полноценной церковной жизнью, то с Божией помощью проблемы, вызванные негативными тенденциями современного мира, будут более или менее успешно преодолеваться. Если же семья не в полной мере воцерковлена, то супругу-христианину нельзя свой взгляд на жизнь пытаться автоматически передать еще невоцерковленному супругу. Нельзя говорить о перевоспитании взрослого человека, а вот вымаливать своего супруга, конечно, можно и нужно.
Не надо забывать, что мы даже жизнь полностью воцерковленной семьи называем подвигом, тем более удвоенный подвиг — когда живет верующий с неверующим. Нужно быть готовым нести этот крест и верить, что обязательно будут добрые плоды, просто они никогда не бывают быстрыми.
Что касается развода, я могу привести примеры, когда расторжение брака считается допустимым. Эти причины изложены в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Они выработаны опытом церковной жизни, написаны потом и кровью. И поверьте, там нет таких причин, что кто-то из супругов недостаточно трудолюбив, недостаточно деятелен, имеет скверный характер или супруга плохо готовит (кстати, такая причина была в канонах ветхозаветной Церкви, есть в исламе). Вы одна плоть и одна душа. Если у кого-то плохой характер, терпите. Это ни в коем случае не может быть причиной для расторжения брака. Иначе у нас просто начнется хаос, ведь враг спасения рода человеческого будет использовать все скверные стороны наших характеров. А они у нас есть у всех, и семейная жизнь именно поэтому называется подвигом. Недаром апостол Павел пишет: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).
Есть радикальные случаи, когда семейная жизнь становится невозможной, например хроническая наркомания или алкоголизм одного из супругов. Причины эти очень серьезны, и можно сразу понять их отличие от не очень покладистого характера, или лености в ведении семейного хозяйства, или пристрастия к футболу с пивом, которые нужно терпеть, совместными усилиями исправлять, но именно в процессе семейной жизни.

Оставить комментарий
Поделиться в: