По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

В поисках Бога

Возможно, христианский мир никогда не узнал бы имя преподобного Силуана Афонского, одного из самых ярких святых ХХ века, если бы другой великий подвижник и его ученик архимандрит Софроний (Сахаров) не решился написать книгу о жизни и учении старца. И книга эта, несколько раз переизданная, переведенная на многие языки мира, стала настоящим духовным бестселлером, настольной книгой для многих православных христиан. Малограмотный крестьянин, не получивший никакого духовного образования, – чем же он выделялся из тысячи русских монахов, обитателей Святой Горы? Что такого особенного в духовной жизни открыл для нас преподобный Силуан? К разговору о наследии святого Силуана Афонского мы пригласили Епископа Покровского и Николаевского Пахомия. 

Скучает душа моя о Боге, и слезно ищу Его.

Преподобный Силуан Афонский

 

– Владыка, в оставленных старцем Силуаном записях очень часто встречаешь слова: «Скучает душа моя о тебе, Боже». Можно ли приобрести такое необыкновенное стремление к Богу, жажду Бога, какая была у преподобного, или это чувство свойственно только святым людям?

– Не стоит противопоставлять мирских людей святым. Святыми они становятся после смерти, пройдя очень долгий и тернистый, часто мученический путь к Богу. Семен Антонов жил, как все, работал в артели, веселился и наслаждался жизнью с деревенской молодежью. Но все чаще он слышал Божий зов и все чаще задумывался: зачем дана эта нелепая жизнь?

Религиозная интуиция не подвела будущего святого: появилось влечение к монашеству и мысли об Афоне. За благословением молодой человек отправился к праведному Иоанну Кронштадтскому. Не застав батюшку дома, он оставил ему записку с просьбой помолиться, чтобы «мир меня не задержал». Уже в поезде он почувствовал, что батюшка Иоанн начал за него молиться, потому что мир вокруг «загудел как адское пламя» — так описано в книге «Старец Силуан» это событие. И оно не было случайным.

С одной стороны – Божественное вмешательство и молитвы святого человека, с другой – душа Семена всегда искала Бога, к этому шла, стремилась. Сегодня многие объясняют свою духовную ущербность тем, что росли в безбожное время, не получили должного духовного образования и т.д. Но и будущий старец практически не получил никакого образования, учился, как он говорил сам о себе, «две зимы», но жажда Бога, безмерная любовь ко Христу привели его к высочайшей святости. Этому простому крестьянину, когда он уже перебрался на Святую Гору, Господь вложил в уста правило веры: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся», по которому он и прожил всю свою жизнь.

– Что значат эти слова, как их понимать?

– В этом Божием указании ему открылось, что корень всех грехов – гордость. После долгих лет духовной борьбы он сумел особым внутренним движением духа выжигать в себе эту страсть. Борьба с гордостью оказалась самой трудной, и отныне он все свои усилия направил на стяжание смирения. Он вел постоянную титаническую борьбу, чтобы убить в себе гордость, зная, как ценен в очах Божиих подвиг смирения. Делать так, как делал старец, могли и некоторые другие великие отцы, но далеко не каждый, а для простых людей этот подвиг вообще невозможен.

Но и мы можем контролировать свои страсти, особенно гордыню, думать о себе как о самом последнем грешнике, как делал это святой Силуан, искренне считавший себя грешником, достойным ада. Грех он переживал глубоко и сильно. На путях к духовному совершенству преподобный Силуан прошел через борьбу с демонами, с помыслами и страстями. Это была непрекращающаяся изнурительная борьба, и настал период, когда молодому послушнику стало казаться, что Господь его оставил навсегда.

Тоскуя о Боге, он дошел до последнего отчаяния и в таком состоянии, молясь в мельничной церкви, где он нес послушание, воскликнул: «Господи, ты неумолим!». И в тот же момент на краткую долю секунды ему явился Христос, и он всем сердцем почувствовал, как велика Его любовь. Вся долгая подвижническая жизнь монаха после той ночи была горячим исканием Божией благодати.

Чему нас научает это событие из жизни святого? Тому, что человек не должен надеяться на себя, на свои заслуги или праведную жизнь, на какие-то материальные достижения или связи – это вообще глупо. А ведь сколько людей именно так и думают! Чтобы очиститься от страстей, нужно жить с мыслью, что ты не достоин спасения, но при этом не отчаиваться, а бороться со страстями, надеясь на Божие снисхождение и милость. В этом сущность указания Божия отцу Силуану.

– Возможно ли жить в непрестанном подвиге, в постоянном напряжении?

– Это и есть «держать ум свой во аде». Духовная жизнь христианского подвижника странна и непонятна, в ней все перемешано: и демонические нападения, и богооставленность, и богоявления. Проникнуть в тайну духовной жизни такого человека невозможно, но он для нас пример и свидетельство безграничной Божией любви.

У старца был удивительный опыт общения с Богом. Господь сразу дал ему благодать, но потом отобрал ее, показав: вот что ты стоишь со Мной, и вот что стоишь сам по себе. Отец Силуан прожил полвека в монастыре, где всякая душевная болезнь выявляется особенно ярко. Не думайте, что в монашеской и отшельнической жизни нельзя пропасть. Наоборот, там эта вероятность очень велика. У святителя Игнатия есть такие слова: «Страсти монахов голодны, как звери». И отец Силуан, не прекращая, вел упорную беспощадную духовную войну.

Многие братья его не понимали, ругали в глаза, называли «прельщенным», а он все терпел, сносил обиды, смирялся. Всегда был спокоен, прост в общении, мягок, уступчив, чужд всему ложному, лукавому. Как вспоминает о нем в книге его ученик старец Софроний, «это был воистину благородный муж, образ и подобие Бога».

– Известно, как молился за весь мир и за каждого человека преподобный Силуан. Он говорил: «Молиться за людей – это кровь проливать». Применительно к нашему времени и к нашей мирской жизни как надо понимать это наставление?

– Молитва – это глубокое внутреннее сердечное общение человека со своим Создателем, а не набор слов, которых чем больше произнесешь, тем лучше, как многие думают. Молитва похожа на слова младенца, который бесконечно повторяет слово «мама». Он не знает красивых оборотов речи, но вся его надежда в маме. Вот так и взрослый человек, применяя на себя скорби и страдания ближнего, с болью сердечной молится за него, и такая молитва будет действенной. Иными словами, в молитве важно не количество слов, а их качество.

Старец Силуан подобно апостолам, святым отцам, пастырям Церкви молился со слезами и плачем о мире, за всех людей, не только живых и усопших, но даже и неродившихся, и, конечно, за врагов, иначе какой ты христианин? Он и на иконе изображен со слезами на лице. Для него было невыносимым сознавать, что люди живут, не ведая Бога, что они могут быть наказаны вечным огнем, и поэтому его молитва была усердной, нескончаемой. Он забывал себя в молитве, проливал в молитве кровь свою. Я думаю, матери не нужно объяснять, что это была за молитва, она так же молится за своего ребенка. И, как говорят, молитва матери «со дна моря достанет».

– Скажите, Владыка, откуда в полуграмотном монахе такая богословская глубина? Ведь каждая фраза в его писании – это рецепт праведной жизни, это путь к спасению.

– Настоящий богослов не тот, кто хорошо образован, а кто своей жизнью богословствует. В то время, когда святой Силуан подвизался на Афоне, там было более двух тысяч насельников, и среди них было немало чудесных старцев. Но Господь явил миру старца Силуана.

Да, он был малограмотным, но его путь к познанию истины был совершенно непохожим на методы умозрительных философов. Для него, необразованного в мирском понимании человека, богословием стало исполнение заповедей Христовых. Всей своей жизнью старец богословствовал в прямом значении этого слова, и это свидетельство было убедительнее многих ученых трактатов.

Среди богословов есть очень грамотные люди, они прекрасно рассуждают, но их знания книжные. Они не приобрели их своим трудом, подвигом, они не проводили ночи в горячей молитве до кровавого пота, они не были живыми носителями благодати Божией, у них не было такой непостижимой любви и привязанности ко Господу, как это было у Силуана. Вот почему нам так дорог этот святой, в котором можно видеть самые драгоценные проявления нашей христианской веры.

От каких недугов и страстей Вы советуете молиться преподобному Силуану? Наверное, у Вас есть свой опыт переживания и общения с ним.

– Честно говоря, мне не нравится разделение святых «по узкой специализации». Все святые, как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, — наши друзья. Для меня старец Силуан – очень близкий человек. Впервые я услышал это имя в юношеском возрасте, когда попал в храм на день памяти святого. Я заинтересовался его жизнью, нашел книгу архимандрита Софрония (Сахарова). Она меня потрясла и очень помогла в моих духовных поисках, многому научила. И когда в монастырской жизни меня стали посещать трудности и искушения, я был готов к ним. Я уже знал из этой книги, что так и должно быть. Все, что пережил старец на Святой Горе за сорок шесть лет своего монашества, о чем он поведал нам, стало для меня бесценным уроком и мудрым наставлением.

Когда позже мы с братьями впервые оказались на Афоне, то посетили мельницу, где выполнял свое тяжелое трудовое послушание тогда еще молодой послушник Симеон, и Ильинскую церковь при ней. Для меня было огромным утешением оказаться на этом же месте, рядом с иконой, возле которой молился старец в момент явления ему Христа. Преподобный Силуан стал мне с тех пор еще ближе и роднее. И Господь в моей монашеской жизни часто помогал мне через старца Силуана.

Святость не оскудевает, как иногда думают люди. И сегодня, благодаря оставленным старцем записям, мы можем хотя бы немного прикоснуться к тайнам души этого замечательного святого, понять подлинное величие того, кто жил в близкую к нам эпоху и потому понятен и ценен для нас.

– Спасибо большое, Владыка, за такой интересный рассказ о великом святом Силуане Афонском. Остается порекомендовать всем нашим прихожанам прочитать книгу «Старец Силуан», тем более что она есть во многих храмовых библиотеках.

– В сердце внимательного читателя эта книга непременно найдет живой отклик. Она для тех, кто ищет встречи с Богом, как искал и нашел ее блаженный старец Силуан.

Беседовала Ольга Стрелкова

 

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: