Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Вопрос Архиерею. Новые ответы

— Владыка, благословите! Мой вопрос звучит, наверное, немного странно. Но меня очень тревожит, что в школе требуют подписать согласие на обработку личных данных моего ребенка.   Бабушка (моя мама) считает, что это очередной шаг на принятие печати антихриста. Также она категорически против электронной универсальной карты, говорит, что она от нечистого. Как успокоить ее, я не знаю. Но, может быть, она права?  Ксения

— Уважаемая Ксения, этот вопрос волнует сегодня многих наших современников. И потому его обсуждали на Архиерейском Соборе, прошедшем в начале февраля этого года в Москве. По результатам обсуждения был принят соборный документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», очень взвешенный и объективный. В нем учитывается позиция и либерально, и консервативно настроенных граждан. Документ создавался как универсальный, который сможет действовать на территории и России, и Украины, и Белоруссии.

На мой взгляд, основная мысль этого документа заключается в следующем. Каждый человек имеет право выбора, свободу и в этом смысле должен, прежде всего, руководствоваться собственным желанием или нежеланием принимать электронный паспорт исходя из личных, в том числе религиозных соображений. Церковь не говорит о том, что это — та самая печать антихриста, которую так боятся принять некоторые радикально настроенные верующие. Но при этом, уважая свободу каждого человека, она призывает государство дать возможность отказаться от принятия электронного паспорта или предоставления данных, сохранив традиционную форму документации или какого-либо учета.

На основании этого документа свободу получают и те, кто не хочет принимать данные паспорта и карточки, и те, кто не видит в их принятии угрозы своей религиозной свободе. Потому что плохо, когда люди, решившие такие документы не принимать, думают, что они единственные находятся на правильном пути, осуждают всех и вся: священноначалие, своих собратий, прихожан, которые этот документ приняли.

У меня всегда вызывают недоумение люди, которые борются с паспортами и карточками и, как им кажется, таким образом с пришествием антихриста. Но ведь мы, христиане, знаем, что этот мир конечен, что прежде, чем Христос явит Свою силу и славу, антихрист должен прийти. И мы ждать-то должны именно Христа. Я бы посоветовал таким обеспокоенным людям жить полнокровной церковной жизнью, не бояться антихриста, а жаждать встречи со Христом.


— Владыка, благословите! Мой родственник — известный фокусник, иллюзионист. Он очень любит свою работу. Но в последнее время его стал тревожить вопрос: нет ли греха в том, чем он занимается? Ведь, с одной стороны, он развлекает публику, а с другой — обманывает ее.  Кирилл

— Уважаемый Кирилл, очень хорошо, что Ваш родственник столь совестливый человек, что он стремится оценивать всю свою жизнь в свете Евангельских заповедей. Но фокусы все-таки нельзя назвать ложью. Как говорил про них один известный персонаж: «Ловкость рук и никакого мошенничества». Любой фокус можно и понять, и объяснить вполне логически. Зрители, с одной стороны, понимают, что фокусы — это просто интеллектуальная игра, а с другой стороны — стараются разгадать заданную фокусником загадку. Поэтому если фокусник не допускает каких-либо финансовых махинаций, не прибегает к оккультным приемам, ведет себя пристойно, не стремясь играть на низменных человеческих чувствах, его работа сама по себе не грех.


— Владыка, благословите! Можно ли освящать деньги? И можно ли хранить деньги рядом с иконами или крестом и другой церковной атрибутикой? Никита

— Уважаемый Никита, в Церкви принято освящать в первую очередь иконы, кресты и другие предметы религиозного назначения. Через освящение им передается благодать Духа Святого. Священник, освящая икону, свидетельствует о ее каноничности, что перед нами действительно образ, перед которым мы можем молиться. В этом смысле деньги, хотя и занимают в нашей жизни неоправданно важное место, святыней не являются.

Освящают также квартиры, дома, чтобы призвать благодать Божию на их жильцов. Но здесь не действует автоматический закон — освятил, и обязательно все хорошо стало. Очень важно, как живут эти люди, не совершаются ли в их доме беззакония. Поэтому деньги освящать, конечно же, не надо, а если Вы хотите, чтобы Господь благословил Ваши дела, старайтесь использовать их на благие цели.

Иконы и крест, как правило, хранят в отдельном месте (раньше его называли красным углом). Это должно быть несуетное место, где можно было бы спокойно помолиться. Думаю, что вполне возможно найти в квартире иное место для хранения денег.


— Владыка, благословите! Можно ли будущим мужу и жене быть крестными одного и того же ребенка? Раба Божия Юлия


— Уважаемая Юлия, по канонам Православной Церкви супругам нельзя быть крестными одного и того же ребенка, так как между восприемниками возникает духовное родство. Но если произошло так, что будущие супруги сначала стали крестными, а потом, не зная об этом запрете, вступили в брак, то это правило, конечно, не принуждает их к разводу. В этом случае протоиерей Владислав Цыпин, например, предлагает считать крестным одного из супругов (для мальчика мужа, для девочки жену), а второго — просто молившимся во время совершения Таинства.

Пресс-служба Покровской епархии
Поделиться в: