Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Вопрос Архиерею

На вопросы читателей газеты "Курьер Поволжья" отвечает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

-Владыка, благословите! Как расценивать книги Валерия Синельникова, такие как «Возлюби болезнь свою» и пр., Анастасии Новых «Сэнсэй» и пр.? В них авторы опираются на христианство, но явно отходят от Православия. Можно ли их расценивать как ересь? Раб Божий Никита

Уважаемый Никита, книги перечисленных Вами авторов надо расценивать как не имеющие ничего общего с христианством вообще и с Православием в частности. Это представители (а порой и создатели) сект, которых с начала 90-х годов развелось в нашей стране великое множество. Так как Православие в нашем Отечестве является традиционной, культурообразующей религией, сектанты очень часто пытаются сделать вид, что их учение тоже в какой-то степени «православно». Это абсолютная ложь, которую поймет любой грамотный человек, потрудившийся сравнить Евангелие и эти творения.

В Евангелии мы видим повествование о Христе — Сыне Божием, не искавшем для себя славы, добровольно Распятом за нас, чтобы каждый верующий смог побороть грех и страсть в своем сердце. В книгах движения Нью эйдж мы видим, как явно и скрыто рекламируется личность создателя нового культа, а разговоры о Боге, об Истине, о покаянии становятся лишь средством для достижения власти и получения земных материальных благ. В то время как Христос никогда не учил технологиям создания успешного образа или построения прибыльного бизнеса. Цель жизни христианина — стяжание Царствия Небесного, а все остальное (нужное, но не излишнее, для каждого человека) приложится.

Подробнее об этих и иных сектах Вы можете узнать в Саратовском отделении Центра религиоведческих исследований «Антисекта».

-Владыка, простите, если мой вопрос покажется Вам глупым. Но почему женщине нельзя заходить в алтарь? Елена

Уважаемая Елена, этот запрет известен Церкви с древности, с первохристианских времен. Сорок четвертое правило Лаодикийского Собора, безоговорочно запрещающее женщинам входить в алтарь, не разъясняет причины этого запрета, вероятно, в силу его очевидности.

Во время богослужения священнослужитель символизирует собой Христа, от Его имени произносит слова: …приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26). Было бы странно услышать эти слова из уст женщины, согласитесь?

Церковь апостольского века, признавая высокое достоинство женщины, не допускала женщин к совершению богослужения и обсуждению каких бы то ни было вопросов, связанных с богослужением: Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить (1 Кор. 14, 34). С одной стороны, это было связано с тем, что в древнем мире женщина никогда не была персоной публичной, и потому ее выступление, да еще и в роли учителя, было бы воспринято и язычниками, и иудеями как соблазн, как повод отказаться слушать проповедь о Христе. Мы знаем из истории, что некоторые женщины довольно успешно проповедовали Евангелие. Однако и равноапостольная Мария Магдалина, и равноапостольная Фекла, и равноапостольная Нина, обратив в христианство множество язычников, приглашали для богослужения пресвитеров-мужчин.

С другой стороны, есть и чисто психологические причины, по которым женщина не несет пастырского служения и не входит в алтарь. Женщина по природе своей более эмоциональна, переменчива. Ей сложнее сосредоточиться на совершении такого великого дела, как Евхаристия, сложнее сохранить беспристрастность и трезвость. Недаром апостол Петр, хорошо знавший женскую природу, поскольку имел не только жену, но и тещу, называет женщин немощнейшим сосудом (1 Пет. 3, 7).

Священнослужитель, совершающий богослужение, должен быть полностью сосредоточен в молитве. Присутствие женщины, особенно молодой и привлекательной, невольно может вызвать суетные и соблазнительные мысли и желания, а борьба с помыслами требует больших усилий и не всегда бывает успешной.

Следует заметить, что сорок четвертое правило Лаодикийского Собора на практике иногда нарушается. В алтарь порой допускаются монахини, которые в своем стремлении к духовному совершенству освобождаются от многих женских слабостей (но не все, а те, кого благословили нести такое послушание). В советское время, когда трудно было найти мужчину для исполнения должности пономаря, были алтарницы и в некоторых приходских храмах. Как правило, одинокие, пожилые женщины, безусловно преданные Церкви, имевшие продолжительный опыт молитвы и церковной жизни. В настоящее время в большинстве храмов Русской Православной Церкви такой необходимости нет.

-Владыка, пожалуйста, помогите советом. Моя сестра христианка, живет так называемым сегодня гражданским браком (то есть сожительствует) с мусульманином. Они оба понимают, что так нельзя, но по закону обеих религий не имеют права оформить свои отношения. Подскажите, как им быть в такой ситуации? Александра

Уважаемая Александра, к сожалению, «гражданский брак» или, честнее сказать, блудное сожительство — одна из самых распространенных проблем нашего общества. Очень жаль, что Ваша сестра и ее друг совершают такую ошибку. Ведь грех настоящей радости никому еще не приносил и принести не может. Но очень хорошо, что у них обоих есть понимание этой ситуации как греховной и неправильной.

Как оформить такие отношения? В первую очередь в органах ЗАГСа. Гражданский брак (то есть зарегистрированный в установленном государством порядке) признается и уважается Церковью. Люди, живущие в законном браке, не согрешают.

Что касается церковного брака, то с этим сложнее. Конечно, совершить Таинство Венчания христианки и мусульманина невозможно, поскольку во всех христианских таинствах участвуют только те люди, которые принадлежат к Церкви, исповедуют Христа Богом и верят в действенность совершаемых в храме таинств. Как быть в такой ситуации? Ответить на этот вопрос заочно очень сложно. Нужно знать, что за человек Ваша сестра, что для нее значит вера, насколько сознательно ее исповедание христианства. А также иметь представление о том, насколько серьезны отношения ее с молодым человеком.

Одно можно сказать точно: смешанные браки, в которых супруги исповедуют разную веру, — дело очень и очень непростое. Потому что брак — это в первую очередь не совместное сожительство, не приобретение материальных благ, а духовное и душевное единство супругов. А также единомысленное воспитание детей. В семьях, где один из супругов исповедует ислам, очень редко детей позволяют воспитывать христианами. Все эти аргументы нужно обдумать, прежде чем вступать в брак с человеком, исповедующим другую религию. Но, в любом случае, я посоветовал бы Вашей сестре лично побеседовать со священником в храме.

-Владыка, благословите! Уже не первый раз встречаю на пляже нудистов. Все говорят, что это плохо, грешно. Но настолько ли это большой грех, ведь Адам и Ева тоже не носили одежды? Сергей

Уважаемый Сергей! Адам и Ева, по свидетельству Священного Писания, действительно не носили одежд в раю. Но произошло грехопадение первых людей, которое заключалось в том, что они поверили сатане, а не Богу, ослушались своего Творца, нарушив Его единственную заповедь. Последствием этого греха стала страстность, греховность, смертность человека. И в этот момент увидели Адам и Ева, что они наги (см. Быт. 3, 7). Почему они этого раньше не видели, а теперь вдруг увидели и устыдились? Происходит разделение между людьми: если раньше они были одна плоть, как единое существо, то теперь, как Бог для них стал чужим и посторонним, точно так же и люди друг для друга делаются посторонними, и вот этот взгляд постороннего человека естественно приводит к стыду. Они лишились покрова божественной благодати, без которой человек уже не человек.

С тех самых пор человек испорчен грехом и страстями. Потому в нашем обществе нагота воспринимается как состояние противоестественное, цивилизованному человеку нормально в общественном месте быть одетым, а не голым. Потому что воззрение на чужую наготу (за исключением, пожалуй, наготы младенцев) очень часто приводит человека к нечистым, страстным помыслам, а затем и к греховным действиям.

Даже если вы думаете, что подобны первозданному Адаму и вид чужой наготы никак не трогает ваше сердце, и исходя из этого обнаженным появляетесь на пляже, это не значит, что так же реагируют другие люди. И Вы для них становитесь соблазном, а ваш вид — поводом ко греху (неважно, мыслью или действием). А Господь говорит, что горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7).

Но и для самого человека такое поведение не безобидно: развязность, бесстыдство опустошают душу человека, лишают ее целомудрия — способности мыслить и вести себя цельно, разумно в любой ситуации. Человек, привыкший потакать любой страсти, нарушать любые нравственные правила, легко согрешает и воспринимает грех как норму. Стоит ли при этом удивляться обилию преступлений на сексуальной почве? Общество, в котором не принято заботиться о чистоте нравов, о сдержанности и целомудренном воспитании, обречено на моральное разложение.

 

Пресс-служба Покровской епархии
Теги: вопрос Архиерею .
Оставить комментарий
Поделиться в: