По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Благодарное сердце

Все мы помним евангельский рассказ о десяти прокаженных, исцеленных Христом. Проказа — страшная болезнь, сопровождаемая физическими страданиями. Почему же из десяти исцеленных вернулся, чтобы просто сказать «спасибо», всего один человек? Почему мы так часто бываем неблагодарны по отношению к Богу и друг к другу? Как научиться благодарить? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.


— Владыка, а ведь действительно, мы часто забываем поблагодарить, когда нам помогли, сделали доброе дело. Почему так происходит?

— Потому что благодарность — это добродетель, которая требует от человека внутренней собранности, работы над собой, а самое главное — внимательного отношения к жизни. И в какой-то степени жертвенности, потому что человек, который благодарит, как правило, сам когда-то чем-то делился. Тот человек, который только получает, не умеет и благодарить.

Благодарность — это не врожденное, а приобретенное качество. В любом человеке могут быть зачатки пороков и добродетелей, но их развитие зависит от человека. Каждый человек поступает в соответствии с собственным устроением, с тем воспитанием, которое получил в детстве. Родители учат своих детей быть благодарными Богу и людям, которые им помогают.

Мы живем в такое время, когда порой люди, сами по себе добрые, отзывчивые, не приучены говорить «спасибо». И притча о прокаженных хорошо иллюстрирует нам это свойство души человека: получив благо, он забывает поблагодарить. Ведь, казалось бы, Бога обрести в благе, в даре, в исцелении проще, чем в страдании. Но человек забывает это сделать.

Апостол Павел в своем послании указывает на три обязанности христианина: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5, 16–18). Мы видим, что благодарение является заповедью, человек должен уметь это делать, понуждать себя. В свое время один духовный человек мне дал совет: когда тебе плохо, нужно не просто просить у Бога помощи, утешения, но и благодарить его за те скорби, которые Он посылает для твоего спасения. Это непросто бывает сделать. Но через понуждение себя к благодарности человек, порой даже сам этого не замечая, начинает меняться, духовно возрастать.

— Нужно ли благодарить христиан за добрые дела? Ведь это наша обязанность, да и тщеславные помыслы можно вызвать. Может, лучше принимать как должное?

— Но ведь мы и не восхваляем ближних, не стараемся развить в них страсть гордости. Когда мы получаем какое-то благо, то благодарим словом: «Спасибо». Таким образом, мы не хвалим человека, а просим за него Бога, выражая свое пожелание словами: «Спаси тебя Господи» или «Спаси Бог». Мы благодарим человека за благодеяние, но не превозносим его, а призываем на него милость Бога и благодарим Его, за то что Он нас свел с этим человеком. А человеку лишний раз напоминаем, что настоящее воздаяние получают не от людей, а от Бога.

В ответ мы слышим: «Во славу Божию». Это не принятие похвалы, не подчеркивание собственного достоинства, а передача славы Богу. Ведь многие святые отцы говорят, что все злое в нас — от врага рода человеческого, а все добро исходит от нашего Творца. В Священном Писании мы видим примеры, когда Христос исцеляет людей и запрещает им об этом рассказывать людям. Вместо этого Он призывает, например, гадаринского бесноватого: Пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им (Мф. 8, 4). То есть прославь Бога, от которого это благо произошло.

— Бывают случаи, когда мало знакомые нам, но при этом известные в обществе люди совершают замечательные поступки, и хочется их поблагодарить. Но стесняешься, боишься выглядеть навязчивой. Как поступить?

— Я считаю, что нужно благодарить. Что интересно: когда человек делает какую-то гадость, он стесняется не столько греха, сколько последствий: потерять лицо, оказаться в оппозиции общественному мнению. А хороших поступков люди часто стесняются. Это неправильно.

Но когда мы совершаем добродетельные поступки, обязательно должны смотреть, зачем это делаем: Христа ради или же себя ради. Что нами движет в ответ: добродетель благодарения, милосердия или же нами движет тщеславие и гордость. Знаете, есть такое понятие «душевный человек». Но душевный человек и духовный — это не одно и то же. Душевный человек совершает хорошие дела, поступая согласно общественному мнению, следуя традиции. А духовный человек может совершать даже странные поступки, но он совершает их Христа ради, повинуясь не общественному мнению, а воле Божией, которая открывается в Священном Писании. Христианин должен руководствоваться духовным помыслом.

— Как Вы думаете, можно ли благодарить врачей, учителей — не деньгами, а символическими подарками? Ведь, с одной стороны, это их работа, но с другой стороны, она зачастую вызывает чувство благодарности.

— Сегодня в нашем сознании происходит странная метаморфоза: мы думаем не о том, как поблагодарить человека, а о том, как он к этому отнесется. А когда совершаем поступок, думаем не о себе, не о том, как нам действовать, а о том, что подумают люди. Начинаем осуждать, додумывать за другого человека. Мы потеряли простоту. Ты скажи спасибо за то, что тебе сделали благое дело. Зачем думать о том, как человек будет распоряжаться твоим «спасибо»?

К сожалению, сегодня на нас оказывает влияние психология общества потребления. Люди воспринимают и священника, и врача, и педагога как продавца тех или иных услуг. А если ты за услугу платишь, то какое же еще может быть благодарение? Нельзя все измерять материальными средствами. Почему не подарить букет цветов врачу? Почему батюшке не дать лишний раз шоколадку? Или учителю, который прикладывает усилия, старания, чтобы помочь твоим детям получить образование, почему не сделать что-то приятное? Когда врач начинает вымогать что-то, это, конечно, неправильно. Но когда ты на жертвенное служение того или иного человека откликаешься благодарностью, мне кажется это правильно, естественно.

— Как отблагодарить совсем незнакомого человека, с которым разделяет время и пространство? Можно ли как-то благодарить людей, наших полководцев, писателей, которые уже умерли?

— Для христианина нет ни пространственных, ни временных рамок, которые нас могли бы ограничить. Ведь одно из средств благодарения, кроме теплых слов и подарков, наши молитвы за человека. Причем средство величайшее, сильное, которое может оказать великое благо самому дарителю. Все люди в этом мире, и живые и умершие, связаны, мы все перед Богом.

Христианство — это общественная религия. Господь говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Где эгоизм, единоличие, там нет Бога. Наше общество находится в страшном разделении, человек утратил понимание того, что он не один. Когда он приходит в храм, то даже не знает, за кого же молиться. Мы должны расширить этот горизонт — посмотреть на друзей, знакомых, живых и мертвых, наших предков, вспомнить историю. Ведь правители, деятели искусства, науки — это все наш народ. Вспомните, в храме мы молимся за всех православных христиан. Эта молитва подчеркивает, что мы все вместе, все едины, мы должны быть настоящей семьей.

— Порой родители требуют благодарности взамен своих трудов. Причем не просто доброго слова, они хотят, чтобы дети жизнь выстраивали по их вкусу. Как быть?

— Я думаю, что те родители, которые проявляют жертвенность по отношению к детям, но не бездумную, а разумную, собственным примером учат детей быть по-настоящему благодарными. Ребенок должен уметь жертвовать что-то своим братьям и сестрам, сверстникам, родителям.

Но в то же время ребенок, хотя, конечно, имеет наследственность родительскую — черты лица, качества характера, но все же это отдельная личность, творение Божие. И в нем может быть нечто такое, что его абсолютно отличает от родителей. Когда ребенок маленький, это не так заметно, но со временем эти особенности начинают проявляться. И тут мудрый родитель должен дать определенную свободу человеку, чтобы в его сердце, душе проявилась индивидуальность, чтобы свершилась воля Божья об этом человеке. Чтобы он не слепо повторял жизненный путь своих родителей, а, воспользовавшись их опытом, при желании, может быть, достиг чего-то более возвышенного и великого. Вспомните, например, М. В. Ломоносова. Если бы он следовал традициям своей семьи, то остался бы простым человеком. Но Бог предназначил его для более высокого служения, для науки. И хорошо, что Михаил Васильевич не побоялся следовать этому предназначению.

— А зачем благодарить Бога, Он же Всеблаг?

— Когда мы благодарим Бога, на самом деле мы больше сами приобретаем, чем Ему отдаем. Разве Богу нужна свеча или 10 рублей, опущенные в кружку для пожертвования? Богу нужно наше сердце.

Когда один человек любит другого, он пытается сделать что-то приятное — букет цветов женщине подарить или детям игрушку. Но ведь родительская любовь не выражается материальными подарками. Человек двусоставен, в нем есть душа и тело. И все в жизни человека имеет материальное и духовное выражение. Нельзя абстрактно любить кого-то.

— Есть такое выражение: человек с благодарным сердцем никогда не останется незамеченным Богом и людьми. Как воспитать в себе благодарное сердце?

— Благодарить. Самый действенный способ: если хочешь быть смиренным — смиряйся, благодарным — благодари и Бога, и людей. Ведь люди — это образ и подобие Божие. Помогая человеку, мы жертвуем Христу. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет: кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20). Вера, благодарность и любовь к Богу проявляются реальными поступками по отношению к ближним.

Беседовала Марина Шмелева

 

Оставить комментарий
Поделиться в: