По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

В меру духовного роста

Мы продолжаем публиковать ответы Епископа Покровского и Николаевского Пахомия на вопросы прихожан. Как понять волю Божию и научиться доверять Господу? Как выбрать духовные книги? Об этом и многом другом пойдет речь на этот раз.


— Расскажите, пожалуйста, о Божием Промысле. Что это такое и как его узнать? Как не испортить его своей жизнью?

— О Промысле Божием говорить можно очень долго, особенно если приводить конкретные примеры из жизни. Если отвечать кратко, Промысел Божий — это своего рода действие Божие на жизнь человека, на каждого из нас и на Церковь как собрание христиан, вместе взятых. Это Божия воля, благая и совершенная, которая помогает нам найти свой путь ко спасению. Господь разными обстоятельствами, жизненными искушениями, трудностями или, наоборот, радостями ведет человека ко спасению. То есть заботится о том, чтобы человек путем труда и молитвы нашел дорогу к Богу и достиг вечного блаженства. Это и называется Промыслом Божиим о человеке.

— В 54-м псалме встречаются такие слова: Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику. Объясните подробнее их смысл и как им следовать, если в душе постоянно живет страх за детей, близких, за будущее России и Украины. Как довериться Богу и до конца жизни радоваться всему?

— Жить в радости, за все благодарить и непрестанно молиться — это состояние совершенного человека. К нему в одном из своих Посланий призывает нас апостол Павел (см.: 1 Фес. 5, 16–18). Конечно, не каждый человек достигает этой высоты. Но к этому нужно стремиться. Что касается псалма, то здесь речь идет о том, что мы свои печали, помыслы, чувства должны доверять не только самим себе и окружающим людям, но прежде всего нашему Спасителю. Мы должны открывать свое сердце Богу: в молитве, во время исповеди, во время службы в храме.

«И Той тя препитает» в переводе на русский язык означает «и Тот тебя прокормит». Господь даст тебе силы, пошлет тебе утешение и «не даст в век молвы праведнику», то есть не посрамит человека. Человек, который доверяет Богу, никогда не будет посрамлен Господом. А как научиться этому? Чтобы научиться смирению — нужно смиряться, чтобы научиться молитве — нужно молиться, чтобы доверять Богу — нужно просто начинать это делать. Помните, у преподобного аввы Дорофея есть замечательные слова: «Если ты у Бога просишь смирения, знай, что ты просишь у Бога человека, который бы тебя смирил». Поэтому когда мы просим ту или иную добродетель, Господь посылает нам не саму добродетель, а повод или какое-то обстоятельство, в котором мы можем проявить свою веру и приобрести эту добродетель.

— У меня вопрос по Ветхому Завету. Нужно ли его читать постоянно, если там так много непонятных, а порой и смущающих мест?

— Нужно начинать чтение Библии с Нового Завета. Почему? Несмотря на весь безбожный ХХ век, мы с вами являемся наследниками русской христианской культуры. Мы воспитаны с вами на А. П. Чехове, А. С. Пушкине, Л. Н. Толстом, Ф. М. Достоевском. Наши с вами мамы и папы, бабушки и дедушки даже зачастую в храм не ходили, но нравственные нормы у них были очень четко начертаны в сердце. Почему? Потому что они были наследниками русской культуры.

Поэтому евангельские заповеди понятны и доступны. Начинать нужно с них. Евангелие поймет каждый человек, а вот чтобы понять Ветхий Завет, к нему нужно приступать, уже имея евангельский базис. Тогда ветхозаветные события, те прообразы и иносказания в свете Нового Завета будут более доступны и понятны. Также нужно понимать, что книги Ветхого Завета писались в разное время. Пятикнижие написано больше для плотских людей, пораженных страстями. По мере их духовного развития ветхозаветные книги начинают трансформироваться: в них встречается иной подход, иное понимание Бога. Если у ранних пророков Бог — Судья и Каратель, то для более поздних ветхозаветных авторов Бог не просто Судья, но Милующий Судья, Помощник, Утешитель.

Ветхий Завет — это своего рода книга, описывающая не взлеты человеческого духа, а падения человеческого рода: ошибки, трудности, страсти, грехи. Эти описания даются нам как некое противоядие. И потом, очень важно время от времени возвращаться к этим книгам. Это касается не только Ветхого и Нового Заветов, но и вообще всей духовной литературы. Почему мы читаем Священное Писание каждый день? Ведь, казалось бы, нам и так уже все известно. Родился Христос, вышел на проповедь, был предан, распят, затем умер и воскрес. Но, обращаясь вновь и вновь к словам Священного Писания и святоотеческой литературы, мы открываем для себя новые горизонты церковной жизни.

Так и с Библией. У каждого человека есть свой уровень развития. Сегодня приходит человек и спрашивает: «Батюшка, а что мне нужно сделать, чтобы спастись, — сколько раз нужно перекреститься и куда поставить свечку?». Через два-три месяца он уже спрашивает о том, как правильно молиться, поклоны класть. Потом узнает о том, что нужно говорить на исповеди. Так постепенно идет внутренний духовный рост. Поэтому Библию может читать как младенец, так и ученый. И каждый для себя найдет что-то, что можно почерпнуть.

3 стр 2.jpg— Расскажите, пожалуйста, о домашнем иконостасе. Каким он должен быть? Я в смущении: сначала у меня была одна бабушкина икона Пресвятой Богородицы. Теперь, после разных паломнических поездок, число икон разрослось так, что их некуда ставить. Очень хочется, чтобы от посещаемого святого места оставалась на память икона, но куда их девать?

— Как правило, все православные проходят через это искушение, которое можно было бы назвать «собирательством». Расскажу вам небольшую историю. В период моей монашеской жизни не было еще писаных икон. Церковь только возрождалась. В основном иконы мы вырезали из календарей и наклеивали их на доску. И в храмах в большинстве случаев были также бумажные иконы. Так вот, если брат стучал в твою келью и предлагал тебе несколько икон в качестве благословения, это означало, что он начал убираться в своей келье, дошел до своего иконостаса и понял, что он слишком большой.

Обычно собирают не только иконы, но и святыни. Бывает, приходит человек и спрашивает: а что делать с просфорами, которые я скопил за многие годы? У меня была одна знакомая монахиня, которая много путешествовала по святым местам и дома собрала целую коллекцию святынь. И чего там только не было: и просфора от Гроба Господня, и артос с Синайской горы и т. д. и т. п. Пожалуй, только тьмы египетской в баночке не было. Конечно, человек хочет как-то материализовать Божию благодать, которая ощутимо действует в нашей жизни через людей, святыни, вещи. Человек состоит из бесплотной, нематериальной души и тела, то есть материи. Поэтому для подтверждения каких-то внутренних, возвышенных чувств нам нужны порой и внешние символы. Это вполне естественно и закономерно. Но во всем нужно знать меру.

— Владыка, как Вы относитесь к книгам протоиерея Александра Меня?

— Книги отца Александра Меня я не советую читать. Это неоднозначный автор. В его книгах очень много сомнительных вещей. Сегодня достаточно серьезной глубокой литературы, которая может помочь читателю намного больше.

— «Комсомольская правда» выпускает серию книг о великих святых. Стоит ли их читать?

— Я, к сожалению, не сталкивался с этими изданиями. Но, действительно, сегодня выпускается масса литературы. И у многих возникает справедливый вопрос: «А как же выбрать из этого количества то, что нужно читать?». Для этого есть специальный способ. Если мы откроем книгу духовного содержания, то, как правило, на начальной странице увидим надпись: «По благословению Святейшего Патриарха Кирилла». Если книга выпущена чуть раньше, то она будет по благословению Патриарха Алексия II либо по благословению того или иного архиерея. То есть в Православной Церкви любое дело начинается с благословения либо священника, либо архипастыря. Поэтому на такое важное дело, как книгоиздательство, обязательно берется благословение правящего архиерея. Сегодня этому уделяется особое внимание. Заметьте, что на всех церковных изданиях стоит еще и гриф Издательского Совета Московского Патриархата. Поэтому лучше всего открыть начало и посмотреть, есть ли благословение на ту или иную книгу и гриф к распространению. Если нет, то стоит посоветоваться с батюшкой. Ведь сегодня духовную литературу выпускают не только церковные издательства, но и светские. И, к сожалению, уровень светских изданий, несмотря на все финансовые возможности, не всегда бывает высок.

Подготовила Христина Добрынина

* * *

Читателям

На сайте «Православное Заволжье» (www.pravpokrov.ru) в разделе «Архиерей» в рубрике «Вопрос Архиерею» вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, обрядах, Таинствах, о труднопонимаемых отрывках из Священного Писания и о церковной жизни нашей епархии. Вопрос поступит в редакцию портала «Православное Заволжье» и будет передан для рассмотрения Епископу Покровскому и Николаевскому Пахомию.


Оставить комментарий
Поделиться в: