По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Мы в ответе друг за друга

Лето в России проходит непросто: то пожары, то наводнения, то техногенные катастрофы. Вот и в этом году в ночь с 6 на 7 июля Кубань пережила самое тяжелое и разрушительное наводнение за всю ее историю: за считанные часы паводок затопил несколько тысяч жилых домов в ряде городов и поселков Краснодарского края. А 7 июля в ДТП погибли паломники. Можем ли мы помочь пострадавшим и нужно ли искать виноватых? Почему происходят такие трагедии? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским ПАХОМИЕМ.


— Очень часто, когда происходит стихийное бедствие, массовая гибель людей, можно услышать вопрос: «Как Бог мог такое допустить? Почему страдают невинные люди?». Как на него правильно ответить?

— Есть пути Божии, а есть пути человеческие. Мы видим всегда внешнюю сторону происходящего, очень часто не можем понять, что является причиной того или иного факта. Есть такое понятие, как Промысел Божий, и, конечно, неверующему человеку с ним очень трудно смириться. Но верующий человек знает, что есть промысел о семье, о народе, о стране, о целом мире.

Когда происходит трагическое событие в жизни государства, то нужно рассматривать не только материальные последствия — сколько людей погибло и сколько домов было разрушено. Подобные катастрофы часто благоприятно влияют на общую атмосферу в обществе. Посмотрите — случилась трагедия на Кубани, она показала, что среди людей есть взаимовыручка, любовь, жертвенность.

Мы говорим: «Почему страдают неповинные люди?». Но кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? (1 Кор. 2, 11). Как можно судить о другом, достоин ли он того или иного наказания или поощрения, если мы не знаем этого человека? Ведь каждый из нас, анализируя события собственной жизни, всегда может ответить на вопрос: «За что?».

Это не значит, что Господь наказывает человека, чтобы причинить ему боль и страдания. Он посылает какое-то бедствие, чтобы заставить человека задуматься о том, в чем он прав, а в чем виноват. Это касается и всего народа. Древнерусские летописцы трактуют татаро-монгольское нашествие как попущение Божие за грехи рода человеческого.

Конечно, в войнах, катастрофах гибли и виноватые, и невинные, но на то мы и народ, что имеем друг с другом большую общность, чем кажется на первый взгляд. Мы в ответе друг за друга. Как часто мы проходим мимо больных, страждущих, мимо горя, да и мимо радости ближнего. Мы огораживаемся бесконечными заборами, и внешними и внутренними, чтобы не видеть проблемы другого человека.

Господь создал человека существом общественным, и сложности моих соседей по большому счету относятся и ко мне. И когда случается катастрофа, лучше задуматься: а почему это произошло — может, в этом все мы виноваты, может, в нашем обществе градус равнодушия, холодности достиг такого состояния, что по-другому уже не могло быть?

Когда человек болеет, страдает, он начинает внимательнее относиться к тому, что вокруг него происходит, замечать чужие страдания, снисходительнее относиться к немощам других людей.

— Невольно задумываешься: а смогу ли я достойно повести себя в стрессовой ситуации, когда от меня, возможно, будет зависеть жизнь людей? Не струшу ли? Как Вы считаете, человек может себя подготовить как-то к трагическим происшествиям?

— Вы правильно отметили, что в некоторых случаях от нас зависит жизнь людей. Ведь большинство катастроф, которые случаются сегодня и в России, и во всем мире (исключая, пожалуй, природные), вызваны человеческой халатностью. Даже последствия природных катастроф, например землетрясений, если они происходят в одном и том же районе на протяжении нескольких лет, можно предотвратить. И если мы этого не делаем, значит, проявляем халатность, надеемся на авось.

Часто приходится слышать: «Умер хороший семьянин, работник, а ведь он совсем не собирался умирать!». Ну кто же из нас собирается умирать? Но рано или поздно этот момент настанет в жизни каждого из нас. Верующий человек молится, читает утренние и вечерние молитвы, а в них много сказано о смерти, о том, что каждого из нас ожидает суд. Верующий должен быть больше подготовлен к стрессовым ситуациям, потому что память смертная дает ему определенные силы и должна помочь в тяжелой ситуации отреагировать правильно.

Кто такой герой? Это человек, который, превозмогая свою боль, свой страх и немощь, ради высокой цели смог поступить правильно. Порой ты от человека не ожидаешь не только геройства, а вообще ничего доброго, а он совершает поступок. Значит, у него есть запас внутренней прочности, духовная жизнь, которая скрыта от нас.

В момент катастрофы, когда надо быстро принять какое-то решение, проявляются скрытые качества человека. Помню, ехал как-то в троллейбусе, и в нем началось задымление. Не произошло еще ничего страшного, водитель просто попросил всех выйти. Началась дикая паника. Две женщины так толкались в дверях, что не могли даже выйти. Наша повседневная жизнь, поступки, которые мы совершаем, также формируют готовность к подвигу. Умеем ли мы прощать, управлять своими эмоциями, бороться со своим самолюбием? В советское время была такая поговорка: «Я бы с тобой в разведку не пошел», предполагающая, что эгоист в экстренной ситуации не сможет пойти на жертву, поступить благородно.

— Всех потряс случай с псковскими паломниками, которые ехали поклониться святыням в Почаев. И опять тот же вопрос: почему Господь допустил, чтобы люди погибли по дороге в монастырь? Ведь мы всегда надеемся на Его помощь и молитвенную поддержку святых в благом деле.

— К сожалению, в наше время в обществе господствует материалистическое, утилитарное отношение к святыне, когда люди приходят в храм в надежде что-то получить. Я не говорю даже о материальном благополучии, многие идут с надеждой получить здоровье, счастье, благополучие. Человек идет к Богу, воспринимая Его как некоего дарителя, как доброго дедушку-чудотворца, который всегда поможет и решит все наши проблемы. А когда проблем нет, зачем и обращаться? Это отношение на самом деле очень эгоистично и в корне неправильно.

Давайте вспомним, что значило паломничество для наших предков? В первую очередь, это поход на Святую Землю, которая находилась в прямом смысле слова за тридевять земель. Это путешествие было связано с большими трудностями. А уж когда Святая Земля попала в оккупацию арабских войск, оно стало смертельно опасным: кто-то попадал в плен к разбойникам, кто-то умирал в пути от холода, голода, болезней. Паломничество было настоящим подвигом, проявлением духовной жизни человека, который, отправляясь в путешествие, полностью вверялся в руки Божии. Да и посещение русских святынь тоже было подвигом. Паломники готовы были принять от Господа не только доброе, но и трудности, искушения. А сегодня паломничество часто превращается в туризм, цель которого — набраться приятных впечатлений.

Что касается погибших паломников, то все мы судим о них в общем, абстрактно, не зная подробностей их жизни. А если мы начнем рассматривать жизнь каждого из них как отдельный дар Божий, то нам станет более понятно, почему именно в данный момент прекратился жизненный путь этого человека.

К тому же, как ни странно это прозвучит, их гибель отражает естественный ход жизни человеческого общества. Если мы пользуемся автомобилями, самолетами, поездами, то должны понимать, что вполне вероятно можем попасть в аварию. Она будет зависеть не только от Бога, но и от человека, который этим транспортом управляет.

— Нужно ли искать виноватых? Ведь водитель автобуса уже наказан осознанием того, что он стал причиной гибели людей, а усопших не вернешь.

— Можно, конечно, наказать конкретного человека, закрыть фирму, в которой он работает, но ведь это не решит всей проблемы, надо выводы делать, чтобы аварии не повторялись. Ведь эти катастрофы и несчастные случаи вскрывают глубокие системные проблемы, которые нужно решать, разрабатывать механизмы противодействия.

В России всегда находят виноватых. Можно найти виновного чиновника, примерно его наказать. Но, как правило, в больших катастрофах виноваты многие, к таким последствиям привела целая цепочка неверных действий. Трагедия в том, что в нашем обществе никто ни за что не отвечает, начиная от высших чиновников и заканчивая последним исполнителем. Так происходит везде: в семье, в школе, на работе, да и просто на улице. Сейчас просто принято кидать мусор на улице. Казалось бы, мелочь, катастрофы от нее не произойдет. Но это не мелочь, это безответственность.

Безусловно, вина водителя, пострадавшего в ДТП, конечно, меньше, чем у разбойника и убийцы. Для того и есть в Уголовном кодексе разделение на умышленные и неумышленные преступления с разной степенью наказания. Но необходимо понимать, что есть такие профессии, должности, которые предполагают колоссальную ответственность человека за то, что он делает, за вверенных ему людей. Если водитель уснул за рулем, о чем это говорит? О том, что он в рейс вышел не отдохнувшим. По правилам так быть не должно, а все правила дорожного движения написаны кровью.

— Мы привыкли слышать о катастрофах, часто они становятся для нас абстрактными и не такими ужасными, как было лет тридцать-сорок назад. Потому и помощь оказывать не спешим, раздумывая, что мы не такие богатые люди, да и неизвестно, куда пойдут эти средства…

— Я думаю, что надо жертвовать, надо помогать. Если эти средства будут нечестно использованы, это будет на совести другого человека, а не на нашей. Мы живем в странное время, ощущая и положительные, и отрицательные стороны прогресса. Бесконечные сообщения о катастрофах, гибели людей, преступлениях, которые соседствуют с бесконечными же глупыми шутками, притупляют наши чувства и, в конечном счете, обесценивают эти трагедии и человеческие жертвы. Нужно с этим бороться, нужно помогать людям, когда есть хоть малейшая возможность.

Беседовала Марина Шмелева


Оставить комментарий
Поделиться в: