По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Страх, рождающий любовь

В нашей школе новый урок — нравственное богословие. На этом уроке мы будем знакомиться с христианским учением о нравственном сознании человека, системой христианской этики и христианской морали. Сегодня мы поговорим о страхе Божием. У многих это понятие вызывает недоумение: ведь христиане любят Бога, надеются на Его помощь, почему же они испытывают страх? Об этом рассуждает настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского р. п. Мокроус священник Евгений Клементьев.

* * *

Страх Божий есть не бессмысленная боязнь мучений и страданий, а христианская добродетель — такое благоговение к беспредельной святости Божией и такое опасение оскорбить Господа нарушением Его святой воли, что развивает в христианине особенную бдительность, смирение и непрестанную молитву. В Священном Писании страх и благоговение перед Богом часто стоят рядом: будем служить благоугодно Богу с благоговением и страхом (Евр. 12, 28).

Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду (Притч. 28, 14). Мы читаем в книге Бытие, что, когда умер Иаков, отец двенадцати сынов Израиля, тогда братья Иосифа, которого они продали в Египет, испугались мести. Но Иосиф сказал: Не бойтесь; ибо я боюсь Бога. Итак, не бойтесь, я буду питать вас и детей ваших (Быт. 50, 19, 21). Так может говорить и поступать только тот, кто действительно имеет страх и благоговение перед Всевышним.

Благоговение помогает всякому грешнику по-настоящему покаяться, получить прощение грехов и наследовать жизнь вечную. Так было у одного из распятых разбойников. Он унимал своего товарища по разбою, который поносил Иисуса Христа распятого: Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? (Лк. 23, 40). В речи этого грешника на первом месте стоял страх перед Великим Богом. Именно страх и благоговение помогли разбойнику в страданиях распятия, в насмешках над Христом, в ругательствах над Ним увидеть в этом избитом, оплеванном, униженном Иисусе из Назарета Господа. Поэтому он просил: …помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23, 42).

Так в чем заключается наше благоговение?


Урок нравственного богословия

Благоговение на богослужении

На богослужении мы стоим перед лицом Божиим, там присутствует Сам Христос. Поэтому наше поведение должно быть безупречным. Если в обычной жизни мы должны иметь благоговение, то на богослужении — вдвойне.

Богослужение — это духовное единение с Богом в таинствах, молитве, пении, проповеди. В Библии описывается, как Бог умертвил двух священников, Надава и Авиуда, за то, что они нарушили Божие постановление и принесли пред Богом огонь чуждый. Если бы они имели благоговение, то с ними этого не случилось бы. И мы должны быть очень осторожными на богослужении, помнить, что храм — это дом молитвы!

Как можно нарушить благоговение в храме? К этому виду благоговения можно отнести очень многое, начиная от внешнего вида. Мы должны ответить себе на вопрос: не смущаем ли мы своим видом молящихся? Одежда должна быть чистая, опрятная, не яркая, спокойная — для мужчин брюки, а не шорты, или бриджи. Для женщин юбка и платок на голове. Если бы нас сейчас пригласили на прием к президенту в Кремль, на официальное мероприятие, то как бы мы оделись? Но ведь Бог гораздо выше президента, и храм — выше всякого Кремля! Так почему мы позволяем являться в храм в нескромной, неопрятной одежде?

Далее следует посмотреть на то, как мы передвигаемся по храму, не толкаем ли кого, не мешаем ли молитве других, молитвенному настроению прихожан? В храме запрещается разговаривать, за исключением тех случаев, когда нам необходимо заказать требы (и то нужно сделать тихо, не отвлекая прихожан, а желательно и вовсе до начала богослужения). Как сказал преподобный Амвросий Оптинский: «Многие скорби посылаются разговаривающим в храме».

Мы должны всегда приходить до начала богослужения, чтобы купить свечи, написать записки. Ведь вместе со священником и мы служим службу в единой молитве. Если богослужение еще не началось, то можно присесть, но как пишут оптинские старцы, если мы садимся в храме, то должны в это время читать или творить молитву Иисусову, не развлекаясь посторонними разговорами о мирской суете.

Благоговение на молитве

Молитва — это разговор с Богом. Но давайте задумаемся: как мы читаем молитву, как стоим дома на молитве? Если бы нам пришлось просить что-либо важное у начальника, разве мы стали бы спешить в разговоре или как-то невнятно произносить слова? Сомневаюсь! И тон бы был у нас спокойный, смиренный. Мы постарались бы максимально понятно, внятно и неспешно донести суть нашего прошения. Тогда почему мы позволяем себе молиться быстро, спешить, невнятно читать молитвы, считать, сколько страничек нам осталось до конца молитвенного правила?

А как мы крестимся? Ведь только задумайтесь: крест — это оружие, которое нам оставил Господь! Мы ежедневно читаем молитвы на сон грядущим, в которых есть молитва Честному Кресту: «…Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа…». Только задумайтесь, что мы накладываем на себя знамение (образ) того самого Креста, на который восшел Господь за наши грехи! Так имеем ли мы право креститься поспешно, небрежно и неосознанно?

Благоговейное отношение к святыне

Очень важно для христианина с благоговением и страхом Божиим готовиться к принятию Святых Христовых Таин: поститься перед Причастием, старательно и честно исповедоваться, приходить на Литургию вовремя, внимательно молиться за богослужением, тихо и скромно приступить к Таинству, а затем внимательно следить за собою, чтобы быть достойным причастником Христовых Таин.

Сюда можно отнести, как мы принимаем святыню — святую воду и просфору. Не проливаем ли мы святую воду, не падают ли крошки на пол, когда мы вкушаем просфору? Ведь за все за это мы дадим строгий ответ пред Богом!

Очень важно посмотреть, в каком состоянии находится наш молитвенный угол. Нет ли пыли на иконах, давно ли мы его прибирали? Мы должны часто протирать иконы и в чистоте соблюдать это святое место. Ведь в этом, как в зеркале, отражается состояние нашей души, наше отношение к святыне.

Следующее, что хотелось бы уточнить, не забываем ли мы о своих иконах. Здесь речь идет не только об их чистоте, но в первую очередь о молитве перед ними. Вспомните, как мы приносили в дом каждую икону, как радовались ей! А сейчас? Каждый день ли мы пред ними молимся? Обязательно нужно обращаться к святым, чьи образы есть в вашем доме. А то стоят они и молчаливо обличают нас в забывчивости и нерадении.

Благоговение в миру

Сюда можно отнести, как мы ведем себя, когда идем или проезжаем мимо храмов, кладбища и поклонных крестов: молимся ли мы, крестимся ли? Не стесняемся ли окружающих? Мы должны обязательно креститься и не стесняться, ведь в этом и наш долг перед святостью, и проповедь для окружающих. Недаром в Евангелии сказано: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38).

Еще хотелось продолжить разговор об нашем отношении к иконам и святым образам в миру. К великому сожалению, сейчас можно встретить святые лики и иконы не только в храме и дома, но и на разных упаковках, наклейках. К примеру, сейчас много продается пасхальных наклеек на яйца. И когда невоцерковленный человек получает такое яйцо в подарок, то куда он денет эту наклейку с ликом, когда очистит скорлупу? Скорее всего, выкинет в мусорку. А это уже будет грехом! А если мы его подали ему, то и мы невольно соучастники этого греха. Спросите, а что делать, если вам подарили такое яйцо? Наклейки со священными изображениями следует сжечь или закопать в непопираемом месте.

Кроме того, сейчас очень часто можно увидеть лики, святой крест на разных упаковках: пакетах, этикетках бутылок вина и даже на сигаретах. Скажем, на сигаретах изображен святой Георгий Победоносец, на этикетках на бутылках вина — храмы, кресты, иконы. Такие изображения также желательно сжигать.

Или вот еще пример: на копейках изображается святой Георгий Победоносец. Потому нужно стараться не ронять монеты с этим изображением, а если видите, что копейки валяются на земле, поднимите и отнесите в храм или подайте нищим. Другие купюры, монеты не нужно поднимать, так как поучают нас святые отцы: то, что не твое, не ты обронил — не бери.

Вот лишь небольшое напоминание, как можно взращивать в себе, в сердце страх Божий. Старец Паисий Святогорец говорил: «Благоговение — это действие благодати Божией в человеческой душе. Имеющий благоговение руководствуется в своих поступках внутренним чувством. Я считаю благоговение великой добродетелью, потому что с имеющим его человеком неизменно пребывает благодать Божия. Для того, чтобы стяжать благоговение, не обязательно иметь много знаний. Если размышлять и над тем немногим, что мы знаем, то сердце будет духовно трудиться. У кого-то от одного тропаря все в душе поднимается, а кто-то знает все молитвы наизусть, но ничего не чувствует, потому что находится вне духовной реальности. Читайте каждый день святых отцов, хотя бы одну-две строчки — это весьма действенное укрепляющее средство».

«По мере очищения покаянием начинаем ощущать присутствие Божие: от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха Божия», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Когда человек искренне кается в своих согрешениях, он не может не благоговеть пред Богом, а из благоговения рождается спасительный Божий страх — источник жизни, хранитель и защитник души, корень всех добродетелей.

священник Евгений Клементьев

Оставить комментарий
Поделиться в: