Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Духом Святым просвещенный

Собственно письменных трудов, содержащих его учение, преподобный Силуан не имел. Духовное наследие старца передается нам из воспоминаний его духовного сына, архимандрита Софрония (Сахарова), его записей о встречах и беседах с отцом Силуаном, а также из отдельных записей самого старца.


На протяжении всей жизни в монастыре преподобный записывал свои мысли, и эти писания являются драгоценнейшим его наследием. В них он указывает на последний и достовернейший критерий истины в Церкви. Критерий этот — Христова любовь ко врагам и смирение.

Перед смертью преподобный Силуан Афонский передал свои записи архимандриту Софронию, которые он опубликовал в 1952 году. Многие из монахов называют их Новым Добротолюбием.

Книга отца Софрония о преподобном Силуане стала настоящей сенсацией. Записи преподобного Силуана отличались своеобразием. Подвижник не получил практически никакого регулярного образования, умел только читать и писать. Поэтому богатый духовный опыт и природные дарования души выразились в виде коротких мыслей-наставлений, лишенных какой бы то ни было литературной изящности.

Записи, переданные отцу Софронию, представляли собой несколько тетрадей с пронумерованными листами, в которых содержались разрозненные мысли старца по различным вопросам духовной жизни: «О храмовом богослужении», «О уподоблении человека Христу», «О духовном видении мира», «О послушании» и др.

Как отмечает архимандрит Софроний, преподобный Силуан был человеком «малограмотным, в детстве ходил в сельскую школу только “две зимы”, но от постоянного чтения и слышания в церкви Священного Писания и великих творений святых отцов он очень развился и производил впечатление начитанного в монашеском отношении человека. От природы у него был живой, сообразительный ум, а долгий опыт духовной борьбы, внутренней умной молитвы, опыт исключительных страданий и исключительных Божественных посещений сделал его нечеловечески мудрым и проницательным».

Богословие афонского подвижника выделяет несколько отличительных черт. Во-первых, это великое откровение: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся», полученное Силуаном от самого Господа нашего Иисуса Христа, — оружие в борьбе с гордостью и со всяким другим искушением. Во-вторых, молитва обо всем мире, связанная с восприятием преподобным всего человечества как единой семьи. В-третьих, молитва за врагов — один из важнейших моментов евангельского Христова учения, то, что предостерегает христиан от опаснейшего искушения искать и тем самым создавать себе врагов.

Одну из глав книги отца Софрония, написанную по записям преподобного Силуана «Плач Адама», — критики называли «сокровищем русской поэтики». Врачуют души верующих и писания подвижника о сущности христианской жизни и монашеского делания, переведенные на многие языки и получившие большую известность за глубокую духовную мудрость содержащегося в них слова. Его слово — простое и доброе, но чтобы следовать ему, необходимо вступить на путь самоотречения и всецелого послушания воле Божией, каким прошел и сам святой старец.

Желание спасения всем — постоянный рефрен писаний старца, мысль его всегдашняя и неизбывная боль: «Желает душа моя, чтобы вся Вселенная спаслась», «Господня любовь такова, что Он хочет, чтобы все люди спаслись». Молитва о людях — вовсе не легкий труд. «Молиться за людей — это кровь проливать», — говорит преподобный Силуан. «Сердце мое болит за весь мир, и молюсь, и слезы проливаю за весь мир, чтобы все покаялись». Именно в этой молитве за весь мир и заключается главный подвиг святого Силуана.

Наталия Бондаренко


Оставить комментарий
Поделиться в: