По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Образ Царицы Небесной

Православные христиане очень любят иконы, через их почитание они воздают славу и честь первообразам, покланяются Богу, Матери Божией и святым. Доказательством этого почитания является множество иконописных изображений, которые отличаются друг от друга различными деталями. И среди этого множества икон особо выделяются образы Богородицы, которые обязательно есть в каждом храме и в каждом доме. О различных иконографических типах икон Божией Матери ученикам нашей школы расскажет главный хранитель Энгельсского краеведческого музея Елена Николаевна Плахова.  


Через образ Богородицы раскрывается нам глубина богочеловеческих отношений. Дева Мария дает жизнь Богу в Его человеческой природе. И поскольку это материнство надприродно, то в нем таинственным образом сохраняется и Ее Девство. Тайна Богоматери в том и состоит, что через Девство и Материнство Она является новой тварью.

Изображения Богоматери появляются в первом веке по Рождеству Христову. Пречистую изображает евангелист Лука, апостол и художник, затем и другие христиане. Особое значение богородичные иконы приобретают после Эфесского собора 431 года. Этот собор осудил Нестория, который до конца не признавал соединения в Личности Христа двух природ  Божественной и человеческой, а потому отрицал Богоматеринство Девы Марии, называя Ее «Христородицей», а никак не Богородицей. Собор догматически утвердил за Марией право называться Богородицей, т.к. через рождение Иисуса Христа от Святого Духа Мария участвует в тайне Боговоплощения.

С тех пор множество икон Богородицы было написано, явлено, обретено по всему миру. Они отличаются друг от друга различными чертами, характеризующими как историю обретения образа, так и ту богословскую мысль, которую иконописец хотел донести до молящихся. Однако все образы можно отнести (с некоторой долей условности, конечно) к нескольким иконографическим типам.

«Знамение»

Знамение.JPGВ основе этого типа лежи текст из Ветхого Завета- пророчество Исайи: Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил (Ис. 7.14) Дева Мария представлена в молитвенной позе с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери.

Богородица может быть представлена в рост, как на иконе «Ярослав-ская Оранта, Великая Панагия», или по пояс, как в «Курской Коренной» или в новгородской «Знамение». Ее руки подняты в молитвенном порыве. В ярославской «Оранте» этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а Спас-Эммануил благословляет молящихся. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток – символ учения, другой благословляет. Иногда по обе стороны от Марии изображаются силы небесные – либо Архангелы с зерцалами в руках (ярославская «Оранта»), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов, а Сама становится «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим».

«Одигитрия»

Одигитрия.jpgВторой иконографический тип получил наименование «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». В этом названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, Ходатаицей за каждую душу.

Фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым направляя внимание предстоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен на молящихся), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).

Как правило, в «Одигитрии» Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся «Казанская», «Петровская», «Игоревская».

Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распро-странение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: «Смоленская», «Иверская» (Вратарница), «Тихвинская», «Грузинская», «Иерусалимская», «Троеручица», «Страстная», «Споручница грешных» и многие другие.

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы «Троеручица» добавлена преподобным Иоанном Дамаскиным, когда по его молитве Богородица восстановила ему отрубленную руку. На иконе Богоматери «Страстная» обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым предвозвещая Его страдания за нас.

 «Умиление»

Умиление 2.jpgТретий тип богородичных икон на Руси получил наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова «Елеуса», т.е. «Милостивая». Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом –тема писаний многих святых отцов.

Разновидностью иконографического типа «Умиление» является тип «Взыграние». Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к «Умилению», с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить «Яхромская». В этой композиции всегда присутствует характерный жест – Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному взгляду.

«Акафистный»

Акафистная 2.jpgНаименование четвертого типа условно, так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа – прославление Матери Божьей.

Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений – показать Матерь Божью как Царицу Небесную.

Но большая часть икон этого типа представляют собой соединение центральной схемы предыдущих типов с дополнительными элементами. Так, например, иконографическая схема «Неопалимой Купины» состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии «Спас в силах»). Иконографическая схема иконы «Богоматерь – Живоносный Источник» включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. И, наконец, икона «Нечаянная радость» построена по принципу «икона в иконе», то есть сюжетного включения изображения иконы внутрь происходящего действия

***

Традиционно Богородицу принято изображать в одеждах двух цветов: вишневом мафории, синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды – как знак ее непорочности (до Рождества, в Рождестве и по Рождестве – Дева). Сам плат – мафорий – означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья – Девство.

Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафо-рий. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери. Происхождение вишневого цвета объясняется тем, что в Византии красный цвет – царский цвет – заменяли пурпуром (по-русски – багряным), который был не только выражением красоты, но и драгоценности. Богородица, как Царица Небесная, также облачается в пурпур.


Оставить комментарий
Поделиться в: