Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Редкие святыни Псковской земли

Древняя Псковская земля – это не только Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Псковский кремль, легендарные средневековые крепости и Чудское озеро. Это еще и редкие святыни и святые, известные не каждому. Рассказ о некоторых из них мы предлагаем вниманию наших читателей.

Икона Богородицы «Умиление» Себежская (Опочецкая)

Первые упоминания об этой иконе датируются началом XVII века. Находилась она в пограничном Себеже, который постоянно переходил то к Литве, то к Польше, то к России. По условиям договора между царем Михаилом Феодоровичем и польским королем Владиславом Сигизмундовичем, в 1634 году «озерная столица» Псковской области должна была отойти Польше. Горожане свято чтили «Себежский» образ Царицы Небесной и не хотели отдавать его полякам. Особенно любили его стрельцы. Они-то и приняли решение забрать с собой икону и уйти в Опочку (крепость в Псковской области). Образ поставили в Свято-Преображенском соборе.

Традиционный образ «Умиление» на этой иконе дополнен небольшими особенностями. Слева и справа от Пресвятой Богородицы изображены праведный Симеон Богоприимец и первомученик архидиакон Стефан, которого стрельцы считали своим небесным покровителем.

Спустя три десятка лет от иконы стали происходить чудесные знамения. В марте 1681 года, Великим постом из очей Пресвятой Богородицы исходили слезы. То же повторилось в июле следующего года. Тогда была составлена служба, ежегодно совершавшаяся в Спасо-Преображенском соборе 27 (14 по старому стилю) марта. Перед образом молились христиане о самых различных нуждах, но в особенности о сохранении мира и защите от иноземных захватчиков. В этом храме икона находилась до 1917 года, затем была утрачена. В XX веке и сам храм был разрушен большевиками.

В 2004 году по благословению правящего Архиерея Псковской епархии Владыки Евсевия благочинный церквей Невельского округа протоиерей Петр Нетреба начал трудиться над восстановлением почитания Себежской (Опочецкой) иконы Божией Матери. Шли слухи, что утраченный в годину лихолетий образ хранится в деревне Липки Смоленской епархии. Но даже после самых тщательных исследований икону обнаружить не удалось. Но чудом сохранились прориси и фотографии образа. По ним мастера-иконописцы Троице-Сергиевой Лавры смогли восстановить и написать образ.

27 марта 2005 года, в день чествования иконы, один список был принесен уже в новый храм в честь Преображения Господня. Другая копия святыни теперь находятся в Троицком соборе Себежа. Его жители отмечают: «Когда наш город был важным форпостом, Себежская икона Божией Матери хранила его жителей. Теперь все повторяется – Себеж опять находится на границе. А у нас и храм возрожден, и икона, написанная по старому списку, вернулась».

«Изборская» (Псковская) икона Пресвятой Богородицы

Этот образ Матери Божией находится в Николаевском соборе пригорода Изборска Псковской области. Икона помещена в иконостасе главного придела, по левую сторону царских врат. Воспоминания о чудесах, происходивших по молитвам перед образом, сохранились в рукописном виде. И снова память об иконе связана с заступничеством Царицы Небесной за православный народ.

В рукописи сказано: «17 марта пришедше погании немцы к Печерской обители и пожгоша весь посад и много кровопролития сотвориша». В то время в предместье Изборска жила благочестивая вдовица Евдокия. Вместе со своей дочерью она молилась Матери Божией перед Ее иконой об освобождении родной земли от иноземцев. Тогда увидели они знамение: «страшно и ужаса исполнено, – показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща». Об этом женщина рассказала клирику Симеону. Решили поставить образ в Никольской церкви Изборска. Знамения в виде слезных потоков из очей Матери Божией продолжались. О том доложили Преосвященному Макарию, архиепископу Пскова. Владыка благословил в течение сорока дней совершать перед иконой молебное пение. И захватчики отступили от Изборска.

Летом того же года икону на две недели перенесли в Троицкую церковь Пскова. Благодарные богомольцы украсили святыню окладом и торжественно вернули в Изборск.

По прошествии шести десятков лет архиепископ Арсений в память о чуде благословил 4 апреля (22 марта по старому стилю) совершать празднование иконе. В течение многих лет жители Пскова и Изборска в этот день молились за праздничными богослужениями и совершали крестные ходы.

От древнего Изборска сохранилось лишь одно воспоминание. Современный же Изборск возник позднее, но и он потерял свою славу и ныне похож больше на село, чем на пригород. Однако память о святыне, связанной с этой землей, Церковь сохранила до наших дней.

Мощи преподобного Симеона Псково-Печерского

Будущий святой (в миру Василий Желнин) родился в 1869 году. В 12 лет он впервые побывал в Псково-Печерском монастыре и с тех пор мечтал остаться там навсегда.

Отец хотел женить юношу, но Бог чудесным образом устроил иначе. Некий старец Симеон, которого почитали за блаженного, однажды явился в дом к Желниным и заявил, что пришел сюда умирать. Василий просил блаженного: «Батюшка, благословите меня в монастырь». А тот свернул жгутом веревку и стал бить просителя и гнать на улицу, выгнал за деревню, а потом вернулся в дом, лег на лавку и умер. Всем стало ясно, что блаженный выгонял Василия в монастырь.

Первые годы жизни в Псково-Печерской обители он нес послушание келейника наместника архимандрита Мефодия (Холмского). В 1903 году, после принятия пострига с именем Вассиан, трудился экономом в Псковском Снетогорском монастыре, а потом восстанавливал монастырское хозяйство в Мустищево. «Было очень тяжело. Надо было строить храм, церковный дом, сараи, скотный двор, хозяйственные здания. Наладить землепашество для пользы монастырю. Из лаптей не вылезали», – вспоминал старец. В родную обитель он возвратился нескоро, уже в возрасте 46 лет.

В 1927 году принял схиму с именем Симеон и был назначен духовником братии и паломников. Иеросхимонах Симеон ежедневно молился за Литургией в пещерном Успенском храме. По ночам исполнял келейное правило, а днем принимал братию и паломников, трудился в столярной мастерской.

За великую любовь старца к Богу и людям и за великое смирение открылись в нем дар прозорливости, исцеления душевных и телесных недугов. «Да совсем я не прозорливец. Дар прозрения дает Господь избранным, а мне долголетие помогает, – зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю. Взволнованный человек подобен ребенку, он весь на ладони... А я и мирской круг хорошо знаю, и жизнь прожил долгую. Как же мне не поддержать спутника моего на земной дороге, когда он притомился раньше, чем я...»

Последний урок смирения и послушания явил старец даже в своем преставлении ко Господу. По откровению от Него старец ждал смерти 15 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) забеспокоился, что кончина любимого многими подвижника сделает переполох в праздник Крещения Господня, и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке преставления. «Ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему», – ответил старец. Он почил в Крещенский сочельник, погребение совершали уже после Богоявления. В монастырь прибыло много духовных чад старца, а отпевали почившего наместник и сорок священнослужителей.

1 апреля 2003 года иеросхимонаха Симеона, отдавшего подвигу монашества 64 года, прославили в лике святых. Его мощи покоятся в Сретенском храме монастыря, и по молитве у них по сей день многие обретают душевный покой и исцеление недугов.

Подготовила Татьяна Уютова

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: