Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Осторожно: соблазн!

Соблазн – это коварный грех. Извилистой и размытой дорожкой он ведет к страшной гибели души. Казалось бы, так можно сказать и про любой другой. Но ни одному другому в Священном Писании не уделено столько внимания, сколько соблазну. Что мы знаем об этом грехе, умеем и хотим ли с ним бороться? Проверяем свои знания и твердость в вере вместе с настоятелем храма во имя святого Архангела Михаила с. Питерка протоиереем Сергием Ясиновским. 

– Отец Сергий, что значат слова Христа: «Блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11, 6) и что понимается под соблазном?

– Соблазн – это состояние души, впавшей в грех и укоренившейся в нем. Соблазн о Христе – это утверждение в ложном представлении о Боге, это ересь, хула на Духа Святого, которая не простится ни в сем веке, ни в будущем (ср.: Мф. 12, 31-32). Вспомним, как апостолы рассуждали о Христе, думая, кто же Он такой. Сын Божий? Царь Иудейский? Мессия? Они сомневались, они искушались. Один из них – Иуда – поддался искушению и укрепился в мысли, что Иисус не тот, за кого Себя выдает. Потому-то и предал. Потом пожалел о содеянном и раскаялся. Но это было не то раскаяние, которого ждал Господь. Его раскаяние было сопряжено с отчаянием и унынием, подтолкнувшим к другому тяжкому греху – самоубийству. Господь же ждал покаяния и исправления.

– Получается, к соблазну нас подталкивает искушение. А в чем разница между этими грехами?

Искушение заманивает человека, сбивает с пути через помысел. Принять, пропустить в сердце и свыкнуться с этим помыслом значит укорениться в грехе, впасть в соблазн. В жизни это может выглядеть так. Постом мы идем по улице, мимо кафе, чувствуем запах скоромной пищи, конечно, аппетит просыпается. Через какое-то время дома или в гостях нам предлагают что-то не постное, и мы срываемся. Потому что не находим сил в себе, но находим оправдания вроде «не обидеть хозяев». Это частая тема на исповеди. Ладно, если это единичный случай, но когда человек кается третий раз на неделе…

– Можно не только соблазняться, но и соблазнять. Чем может один человек соблазнить другого?

– Предложением совершить что-нибудь запретное. Покурить, выпить, прогулять уроки, посмотреть или прочесть что-нибудь непотребное. Древний мыслитель говорил: мы то, что мы едим. В современном обществе пищей становится и информация. Она питает ум и душу. А каковы мысли, по слову сербского старца Фаддея Витовницкого, такова и жизнь. Можно привести множество примеров, когда взрослые соблазняют молодых. Допустим, благословляют сожительство до брака для того, чтобы дети «лучше узнали друг друга». Не утверждаю, что такого раньше не было. Было, но никогда не считалось нормой. И в дореволюционной, и в советской России люди боролись за нравственные ценности.

Старшие могут соблазнять детей и вольной трактовкой Священного Писания. Сколько случаев, когда в храме пожилые люди говорят, что можно не поститься потому, что «не тот грех, что в уста, а тот – что из уст». Мы, конечно, не жандармы, поставленные следить за тем, что и сколько ближние едят – у каждого своя мера. Но страшно, что человек всю жизнь прожил с этим убеждением и унаследовал его не от кого-нибудь, а от родителей. Попробуй, переубеди того, кому так «еще мама говорила»! Все может стать соблазном, поэтому мы должны быть осторожны в словах и действиях.

– Вот еще одна евангельская цитата: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7). Батюшка, а для чего соблазны приходят?

– Чтобы мы проявили себя, показали свою преданность Богу. Искушение и соблазн – это испытание воли, проверка на прочность. Человек постоянно терпит неудобства. Вот Великий пост. Хочется его нарушить, но мы держимся, хотя понимаем, что пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 8). С другой стороны, мы помним слова Господа: в малом ты был верен, над многим тебя поставлю (Мф. 25, 21). То есть, если мы преодолеем себя в малом, значит, Бог поможет нам преодолеть и нечто более трудное. Искушения и соблазны нужны, чтобы их побеждать, а значит, расти духовно и приближаться к Богу. Они как горнило очищения, как огранка для алмаза – нашей души.

– Отец Сергий, предлагаю для толкования следующие слова: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18, 6).

«Малые сии» – это все мы. Это и опытные прихожане, и новоначальные. Это те, кто интересуется верой, только-только пришел в храм и хочет узнать Бога. Это те, кто давно ходит в храм и хорошо знает правила церковной жизни. Все мы не всегда ведем себя правильно. Особенно по отношению к новичкам. Это касается не столько нравоучений, которые есть бич наших приходов, сколько поведения за богослужением. Во время церковного действия могут происходить курьезные случаи. Однажды на панихиде попалась записка, в которой кто-то указал кличку домашнего животного. Конечно, это вызывало улыбку. Ну, хотя бы потому, что если записку подавали в церковную лавку, то как свечница могла ее принять? Или вот певчие на клиросе – ошибаются в нотах и смеются, разговаривают, едят просфорки и пьют воду, в то время как прихожане со скрещенными на груди руками ожидают Причастия. Понятно, что все мы люди – устаем, ошибаемся. Но как это объяснить человеку, который пришел к Богу, которого в храм привело горе или какие-то возвышенные чувства? Конечно, он соблазнится о службе, о священнике, о людях Церкви. И что делать? Оправдываться некрасиво и бессмысленно, молчать – тоже. Поэтому всегда нужно думать о своем поведении и о чувствах ближних, помнить слова апостола Павла: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13) — и соблюдать рамки приличия не только в храме, но и в миру. Чтобы не хулить имя Божие (см.: Рим. 2, 14-24), чтобы не быть предметом разговоров: «Вот, в храм ходит, а ведет себя неподобающе».

– Отец Сергий, а почему человеку, через которого приходит соблазн, уготовано такое страшное наказание вроде «мельничного жернова»?

– Это метафора. На мой взгляд, самая страшная смерть – смерть, которую человек ощущает. Он понимает, что гибнет, находится в бездне и при этом сделать ничего не может. А соблазнение кого-то или пребывание в соблазне еще страшнее. Почему? Грех вошел в мир не через наших прародителей. Да, они согрешили, но кто подтолкнул их к этому? Дьявол-искуситель. Господь говорит, что грешники пойдут в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Это прямое указание на то, что в аду нет места для человека, только для врага рода человеческого. И ему уподобляется человек, ставший источником соблазна. И это очень страшно.

– Вы сказали, что искушение пришло через дьявола, но ведь мы все верим, что абсолютно всё в мире происходит по Божьей воле. Выходит, что соблазны тоже?

Разве Великая Отечественная война или революция 1917 года произошли по воле Божьей? Конечно, нет. Все это зло совершили мы – люди. Но даже это зло Господь старается исправить к добру. Это называется Промыслом Божьим о мире. Когда ребенок делает поделку какую-то, у него выходит не очень красиво. Родитель помогает ее исправить, сделать красивее, чтобы ребенок понял – всегда можно сделать лучше, а главное – научился это делать. То же самое и с соблазнами. Это зло, направленное к добру, чтобы человек осознал ошибку, сделал выводы и исправился. Господь не вводит в искушение или соблазн. Соблазны приходят в мир, который мы осквернили грехом, лишили красоты и совершенства, сделали враждебным. А теперь от него же защищаемся – от жары, холода, диких зверей… друг от друга! Да, дьявол — начальник всего зла, но вина лежит и на нас – мы поддаемся искушению и становимся проводниками его умысла.

– Источником соблазна может стать любой. А что если ты – тот самый человек, через которого приходит соблазн? Как это понять и что делать?

Можно стать источником вольно или невольно. Можно из-за яркого солнца не заметить знакомого и не поздороваться с ним. А можно носить откровенную, вызывающую одежду. Говорить, что тебе так удобно, а кому не нравится, пусть не смотрят. Я не против одежды и красоты, если ее Бог дал, радоваться нужно; я против соблазна. Кто-то действительно может уязвиться красотой тела, кричащим видом. А для чего этот вид? Чтобы внимание к себе привлечь. Это самое настоящее позерство. Это безразличное и оскорбительное отношение к окружающим и их чувствам.

Нужно постоянно анализировать свое поведение, обдумывать слова и поступки, ставить себя на место других людей, чувствовать, чем можем их обидеть. Мы об этом даже не задумываемся. Потому что боимся, что нашей добротой воспользуются. И этот страх пересиливает евангельские истины, заповедь Христа: накорми голодного, напои жаждущего (см.: Мф. 25, 35). Мы забываем, что Господь пришел для того, чтобы послужить миру, а не для того, чтобы мир послужил Ему. Важно не то, как поступают другие, а как мы поступаем.

– Как в себе побороть страх быть использованным, обманутым?

– Истина и справедливость – это Христос на Кресте. Перед ним разбиваются все искушения и страхи. Особенно, когда ты смиряешься, отвергаешься себя, берешь крест и следуешь за Господом (см.: Мф. 16, 24). Это трудно, но возможно, иначе Христос не позвал бы нас.

Есть пословица: «Разделенное горе – половина горя, разделенная радость – это двойная радость». Не бойтесь понимать и любить ближних. Живите по Евангелию, молитесь, исповедуйтесь, причащайтесь, служите людям. Опирайтесь на опыт Церкви, которому уже больше двух тысяч лет, на опыт святых отцов – «Добротолюбие», «Лествица», «Лавсаик» и другие труды подвижников написаны для всех нас. Только так можно стяжать благодать, которая и помогает распознавать грех и избежать его.

– Отец Сергий, наши поступки зачастую действительно неидеальны и неблагочестивы. Но ведь их запросто можно списать на соблазн: не я виноват, а тот, кто меня соблазнил. Разве нет?

Нельзя поддаваться соблазну. Нельзя снимать с себя ответственность, перекладывать ее на всех вокруг, в том числе и на демонское наущение. Мы всегда хотим оправдаться. Потому-то и исповедуемся священнику. Он для нас – третейский судья. Он не только разрешает грехи, но и направляет на спасительный путь исправления.

В Евангелии сказано: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Это как раз и говорит о том, что бессмысленно обвинять кого-либо. Посмотри на самого себя. Ведь именно ты соблазнился. Ты договорился со своей совестью, но как ты оправдаешься перед Богом? Веришь в Него или нет, ответ за свои поступки давать придется. Поэтому никогда не ищите оправдания, боритесь с искушением и созидайте в себе человека согласно Евангелию.

Беседовала Дарья Хохлова

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: