Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Город Креста у ворот Кавказа

Отправляясь в дорогу, ты никогда не знаешь, что ждет тебя на пути. Не знала этого и я, хотя маршрут был известен и в этих местах приходилось раньше бывать. Но на этот раз я надеялась, что еду не только как турист. И не ошиблась — мне довелось побывать в нескольких храмах и монастыре, где я узнала, что каждое путешествие — это дорога навстречу тому, что нужно именно тебе.


Храм на крепостной горе

В переводе с греческого Ставрополь означает «город креста». Название восьмой по счету казачьей заставе в Азово-Моздокской линии укреплений дал древний каменный крест. Его нашли во время строительства крепости, которое, по легенде, инспектировал сам Суворов. Продумывая план города, полководец прочертил на карте шпагой параллели и перпендикуляры будущих улиц.

Защита российских границ от воинствующих горцев — вот задача, которая стояла перед первопоселенцами крепости, названной «вратами Кавказа». В своей ратной службе казаки просили помощи и заступничества у Пресвятой Богородицы. Особо почитали они Казанскую икону Божией Матери, потому и главный собор города, возведенный на крепостной горе, стал Казанским.

Большой и светлый — именно таким я представляла его себе. Символ города, его архитектурная и духовная доминанта, которую до недавнего времени можно было увидеть только на гербе Ставрополя и старинных открытках. В советское время он разделил судьбу многих кафедральных соборов — был разрушен. А теперь он снова возвышается над городом, сияя своим величием и красотой. Возрожденная святыня.

Колокольня собора еще не достроена, но говорят, что она будет не меньше колокольни Ивана Великого в Кремле. Восстановили собор на прежнем месте, в историческом центре многонационального города, и во время принесения в Ставрополь Пояса Пресвятой Богородицы со Святой Горы Афон собор принял тысячи паломников, пришедших поклониться святыне.

О чем молчит колокол

Ставрополь радует хорошими дорогами и какой-то особенной ухоженностью. Красивые дома, облицованные желтым известняком, зеленые платаны и акации — этакий солнечный город. Но это внешнее спокойствие обманчиво. Историю Ставрополя, бывшего некогда южным форпостом России, спокойной не назовешь.

Хутор Извещательный на въезде в Ставрополь — сегодня обычное село, но с героическим прошлым. Завидев отряды неприятелей, жившие тут казаки разжигали костры, тем самым предупреждая горожан о грозящей опасности. Обстановка на Кавказе всегда была неспокойной — здесь почти все время шла война.

Идет она и по сей день. На деревянном постаменте рядом с Андреевским собором — пробитый снарядом колокол, привезенный из Грозного. В последний раз он звонил в 1995 году и единственный уцелел после бомбежки храма во имя Михаила Архангела. Сегодня храм восстановлен, но вырванный язык колокола не дает забыть, как зыбко мирное благополучие.

Кафедральный собор во имя Андрея Первозванного — самый старый в Ставрополе и один из самых красивых. Здесь бьется сердце митрополии — справа находится епархиальное управление, слева — духовная семинария. В глубине двора, за алтарной апсидой — могилы архиереев и священников. От старого церковного погоста уцелело надгробие могилы сестры милосердия Риммы Ивановой, единственной в России женщины — кавалера ордена святого Георгия Победоносца, погибшей в годы Первой мировой. Кажется, что здесь время застыло в прошлом веке — только скутер, припаркованный у входа в семинарию, возвращает в день сегодняшний.

Монастырь на окраине

Иоанно-Мариинская обитель«Вам нужен монастырь? Езжайте в психиатрическую больницу!» — такое напутствие дается каждому, кто ищет дорогу к Иоанно-Мариинской обители. Но никто не обижается на эти слова — на территории женского монастыря располагается психоневрологический диспансер.

Митрополии удалось вернуть себе всего два здания, и вопрос с передачей оставшихся для настоятельницы — игумении Иоанны — очень непростая тема. В единственном уцелевшем из пяти храмов до сих пор находятся лечебные палаты.

Монастырские службы возобновились недавно — домовый храм обустроили в келейном корпусе, и Владыка Кирилл (Митрополит Ставропольский и Невинномысский) благословил священника совершать здесь богослужения. До этого сестры ездили на службы в обычные приходские храмы. Насколько это было непросто монахиням, можно только догадываться. Как непросто и беспокойное соседство с диспансером. Пациенты лечебницы беспрепятственно ходят по территории обители. Иногда заходят в храм, но чаще кричат, завидев матушку: «С праздником!».

Я расспрашиваю об истории обители, и матушка рассказывает, что в середине XIX века здесь был православный скит, где доживали свой век бездетные вдовы солдат и офицеров, погибших на Кавказской войне. Благодаря стараниям святителя Игнатия (Брянчанинова), назначенного на Кавказскую кафедру в 1857 году, скит получил статус монастыря. Здесь святитель совершил свой первый монашеский постриг, находясь в сане архиерея. На православном Кавказе особенно чтят святого Игнатия, считая его своим покровителем.

В начале XX века Иоанно-Мариинский монастырь был одним из крупнейших на юге России. Здесь подвизались около тысячи монахинь и послушниц, были открыты школа для девочек, швейные мастерские. С приходом советской власти обитель закрыли. Сегодня монастырь восстанавливается, и хотя число насельниц едва ли составляет сотую часть от дореволюционного, обитель на окраине города живет.

Недалеко от монастыря — источник преподобного Серафима Саровского. Сюда часто приезжают жители города. Кто — набрать воды, кто — искупаться. Рядом с источником — небольшой храм, больше похожий на часовню. Внутри темно и тесно — от царских врат до свечного ящика не больше двух метров. Но богослужения идут, на строительном вагончике неподалеку надпись — «воскресная школа».

У источника тоже своя история — раньше он бил на территории монастыря. После разорения обители его засыпали, но он пробился в овраге неподалеку. В годы войны Ставрополь был оккупирован фашистами, и здесь прятались русские солдаты.

Домик святителя Игнатия

Домик святителя ИгнатияВ Ставрополе сохранилось немного мест, связанных с жизнью святителя Игнатия. Одно из них — Крестовоздвиженский храм, бывший домовым храмом ставропольских архиереев.

Когда я впервые переступила порог этого храма пять лет назад, здесь полным ходом шла реконструкция. Большая часть была закрыта строительными лесами, во дворе лежали доски и кирпич. Дорога вокруг храма привела меня к маленькому домику, который оказался домиком святителя Игнатия.

Маленький и невзрачный снаружи, внутри дом был очень уютным — здесь тоже шел ремонт. В комнатке, служившей святому кельей, клеила обои преподавательница воскресной школы Полина Георгиевна. Мы разговорились, и неожиданно выяснилось, что долгое время она с мужем прожила в военном городке, где прошло мое детство, и работала в детском саду, в который я ходила. Нашлись у нас и общие знакомые. Это совпадение очень удивило и обрадовало нас обеих. Полина Георгиевна рассказала о том, как, потеряв мужа и дочь, она пришла в храм, жизнь которого стала теперь ее жизнью. Ей очень бы хотелось, чтобы в домике святителя открылся музей, и люди бы приходили на это место и молились там, где жил, молился и работал над своими проповедями святой. Она подарила мне на память книгу и фотографию святителя Игнатия, и мы расстались.

Помня об этой встрече, я сразу после приезда вновь поспешила в Крестовоздвиженский храм. За это время маленькая церковь превратилась в большой белокаменный собор. Пластиковые окна с затемненными стеклами, тяжелые массивные двери — мне казалось, что во дворе храма, преобразившемся таким образом, уж точно должен быть открыт музей покровителя Кавказа.

Полины Георгиевны в храме не оказалось, и я спросила свечницу про домик святителя Игнатия: «Не советую вам туда ходить, во дворе злая собака!» — предупредила она.

В глубине двора играли дети, и я все-таки рискнула пройти к домику. Внешне он еще больше обветшал, штукатурка со стен почти совсем облупилась, дверь была заперта. Только табличка на стене свидетельствовала, что святой прожил здесь три года своей земной жизни.

Притяжение места

Когда мы бываем там, где жили святые, они становятся ближе и понятнее нам. Мы начинаем видеть не просто лик на иконе, но — человека, которого иногда непросто рассмотреть из уважения к его жизненному подвигу, из почтения к святости или по обычному маловерию. Как обычный человек, который молился в том же храме, что и ты сейчас, и ходил по тем же улицам, достиг святости, и Господь удостоил его Царствия Небесного? Но разве не все мы призваны к этому? Разве не каждому из нас доступна реальность бытия с Богом? Чтобы понять и принять это, иногда нужно проделать долгий путь, который измеряется не километрами, а глубиной сердца.

Ольга НОВИКОВА


Оставить комментарий
Поделиться в: