Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Шестопсалмие

Человеку, только начинающему свой путь воцерковления, порой сложно бывает вникнуть во все тонкости богослужебного Устава. Но одно он замечает сразу. На вечерней службе наступает момент, когда гаснет свет и тушат свечи (причем порой только что им зажженные). Зачем это делают?


Наиболее продолжительной церковной службой после Литургии является утреня. По традиции в Русской Православной Церкви ее начинают непосредственно после вечерни. Но в древности утреню служили еще до рассвета. Потому начало этой покаянной по характеру службы совершается как бы в сумраке, при погашенных паникадилах и свечах. Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души во грехе. Мерцание лампад изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение».

Шестопсалмие в его настоящем виде вошло в церковное богослужение не ранее VII века. О нем говорится в уставах различных монастырей (например, Студийском), упоминается Иоанном Мосхом (автором «Луга духовного») и Софронием, патриархом

Иерусалимским, в описании утрени VII века на Синае и в Палестине.

Шестопсалмие — это плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Смирение и покаяние должно сопровождать весь жизненный путь православного христианина, потому шестопсалмие читается каждый день в течение года, за исключением Светлой седмицы.

Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

Первая и вторая часть условно разделяются присоединяющимся обычно в таких случаях смешанным христианско-ветхозаветным славословием «Слава, и ныне; аллилуиа (трижды); Господи, помилуй (трижды); слава, и ныне», служащим заключением к каждой троице псалмов.

1089841001_7.jpgСвященник во время чтения шестопсалмия читает пред царскими вратами 12 утренних молитв, освящая каждый час дня. Он напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом — Господе Иисусе Христе.

Надо помнить, что во время чтения необходимо соблюдать тишину и стоять прямо и благоговейно. Шестопсалмие — не только плач пред Богом, но и непосредственное Ему предстояние, поэтому нельзя ходить по храму и отвлекаться. Перед шестопсалмием необходимо затушить свечи, оставив лишь мерцание лампад. Причем тушить их следует не во время чтения, а до его начала.

В церковном Уставе об этом написано следующее: «Тако глаголем шестопсалмие вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших». Читать шестопсалмие, согласно Уставу, следует «не борзяся», то есть ровно, внятно, чувствуя ответственность момента.

Священник Сергий Сивоплясов


Оставить комментарий
Поделиться в: