Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Место работы – Церковь

Так получилось в жизни Светланы Борисовны Моисейцевой, что она, педагог по образованию, работавшая в районной администрации города Николаевска (Пугачева), шесть лет назад перешла на службу в Церковь. И сегодня, занимая должность помощника благочинного Николаевского округа, решает не только проблемы образования, в ее ведении также юридические вопросы и социальная деятельность. Круг обязанностей помощника благочинного велик, и судя по тому, что недавно Светлана Борисовна была награждена за свой труд Юбилейной медалью «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви», она с ним вполне справляется. 

– Скажите, Светлана Борисовна, что меняется для человека, когда местом его работы становится Церковь? Как изменилась Ваша жизнь, когда Вы из чиновников перешли работать в храм?

– Меняется абсолютно все. На церковной службе работать намного сложнее. Нужно стать собраннее, ответственнее, служа в храме, практически не отключаешься от работы, все подчинено одной цели – как можно лучше справиться со своими задачами. Первый год я себя чувствовала прекрасно, все легко давалось, было понятным и простым. Я благодарила Господа, что так свободно вошла в церковную жизнь. Трудности начались позже, когда объем обязанностей вырос, работать стало сложнее. У нас в благочинии шесть воскресных школ, эту работу я считаю основной для себя. Потом работа с батюшками, с администрациями четырех районов, с центрами социальной защиты населения, больницами, светскими школами и много других вопросов, которые надо решать ежедневно. 

– На муниципальной службе круг Ваших обязанностей был намного меньше?

– Я была ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних. Это работа с неблагополучными семьями, с родителями-алкоголиками, с брошенными детьми, судьбы которых мы должны были решать. Приходилось участвовать в судебных разбирательствах по лишению родительских прав, что всегда проходило очень тяжело. Ведь какими бы ни были родители, дети их любят и очень боятся потерять, боятся оказаться в детском доме. Они хотят жить в семье, даже неблагополучной, но с родными мамой и папой. Я за время моей работы никого не лишила родительских прав, наверное, поэтому они со мной до сих пор здороваются, хотя прошло уже несколько лет. Привод в суд и угроза лишиться ребенка – уже шок. Это действует отрезвляюще, мы давали родителям время изменить свою жизнь, вернуться к детям, к своим родительским обязанностям. 

– А Вы давно пришли в Церковь?

– Нет, я абсолютно из атеистической семьи, мама моя вообще не одобрила мой переход с прежней работы в храм. Меня понял только 13-летний сын, он, кстати, и привел меня в храм. На работе к тому времени сложилась непростая ситуация, сменился глава администрации, и мы с ним не сработались. Я очень переживала, не знала, что дальше делать, а сын просто взял за руку и привел к батюшке. До этого я посещала храм редко, все было некогда. Батюшка отнесся ко мне очень внимательно, но к Причастию не допускал месяца два. За это время я прочитала Библию, несколько раз исповедовалась, и уже потом, узнав меня хорошо, батюшка предложил работу в храме, и я с радостью согласилась. Все мои прежние контакты, связь с местной властью, со школами, социальными учреждениями помогли быстро наладить работу. 

– Скажите, Светлана Борисовна, что важнее для работника храма: степень воцерковленности или все-таки профессионализм?

– Все вместе должно быть. Каким бы профессионалом ты ни был, без помощи Божией работать в храме невозможно. Много появляется искушений, преград, преодолеть их возможно только с глубокой верой и постоянным обращением к Богу. Чаще препятствием в работе становятся люди: возьмешься за что-то новое, кто-то не согласен, пытается выбить из колеи. Но если я уже взялась, должна дойти до конца. В Церкви работают не ангелы, а такие же грешные люди, каждый со своим характером, как и в миру. 

– Как педагог Вы, вероятно, особое внимание уделяете вопросам православного просвещения в вашем округе. Расскажите, какая работа ведется в этом направлении и что интересного появилось на ниве образования в Николаевском благочинии?

– Когда я пришла на эту работу, воскресные школы не имели единой стандартной программы, не было взаимодействия с общеобразовательными школами, мы варились в собственном соку. Необходимо было поднять уровень работы в наших церковных школах и привести их к единому стандарту. 

– И каковы результаты?

– Все наши школы лицензированы, востребованы. Показателем стал конкурс чтецов, проведенный в Николаевском благочинии в апреле нынешнего года, собравший 150 участников из воскресных и общеобразовательных школ, приехавших в Николаевск (Пугачев) из всех четырех районов с родителями, педагогами, приходскими батюшками. Мы оказались даже в некотором затруднении, где разместить всех участников. Еще больше трудностей оказалось с выбором победителей. Ребята так хорошо подготовились, так прекрасно выступили, что пришлось срочно увеличить количество призовых мест.

Мы проводили конкурс в Свято-Никольском женском монастыре, многие дети, да и взрослые, особенно из дальних районов – Духовницкого, Перелюбского – впервые увидели монастырь. Впервые попали на молебен вместе со своими учителями, для которых тоже такое начало конкурса было непревычным для их педагогической практики. Надеюсь, наш конкурс станет ежегодным. Это пожелание всех его участников.

Конечно, проблем больше, чем таких замечательных праздников. В начале прошлого учебного года Свято-Сергиевская воскресная школа осталась без директора, коллектив распался, а школа-то центральная в нашем городе, при соборном храме в честь Воскресения Христова. Пришлось срочно самой взять на себя руководство. В этом году вновь проблема, надо где-то найти четырех учителей для этой школы. А где их летом отыщешь? Я поехала в Никольский монастырь к матушке Севастиане, рассказала ей о своей проблеме, молилась у мощей святителя Николая Чудотворца, обращалась с молитвами и к преподобному Сергию Радонежскому, покровителю учащихся. И представляете – все решилось за неделю. Отыскались педагоги на нашем же приходе. Сейчас объявляем набор учащихся, желающих будет много. В этом учебном году будем открывать еще две воскресные школы в селах Рохмановка и Клинцовка, уверена, что недостатка в учащихся не будет. Николаевск (Пугачев) – православный город, у нас много верующих людей, и молодежи в храмах много. 

– Церковь берет на себя сегодня решение многих социальных проблем. На Ваш взгляд, не отвлекает ли это от основной задачи – духовного возрождения людей? А социальной помощью должно ведь заниматься государство.

– Церковь всегда помогала нуждающимся людям, но, в отличие от государства, на первое место ставила помощь духовную. Вот 4 июля мы с отцом Сергием Анохиным посетили Пугачевский комплексный центр на открытие смены в детском оздоровительном лагере. Приезда батюшки ждали, он благословил детей, побеседовал с ними, окропил святой водой, чтобы все прошло хорошо. В каждом нашем храме есть социальный работник, который опекает престарелых, больных прихожан. Вместе со священником он приезжает к ним домой, чтобы люди могли исповедоваться, причаститься, пособороваться. Гуманитарного центра в нашем благочинии пока нет, но мы обязательно готовим подарки нашим подопечным к церковным праздникам. 

– Светлана Борисовна, расскажите о создаваемом в Николаевском благочинии обществе сестер милосердия. Чем будет заниматься сестричество?

– Недавно с руководителем епархиального отдела по делам благотворительности и социальному служению Т.Г.Беляковой мы ездили в Уфу на конференцию, посвященную социальной деятельности в епархиях Приволжского федерального округа. Там я познакомилась с опытом работы сестричества. В нашей Покровской епархии оно есть, но для меня это пока новое дело. Я думала, что сестры милосердия – это те, кто ухаживает за тяжелобольными людьми, что это обязательно работа в больницах. Оказалось, это не так.

В нашей пугачевской больнице есть молельная комната, там работает женщина из нашего храма. Она может привести больного, вместе с ним помолиться, поддержать его духовно. Может к тяжелобольному человеку по его желанию пригласить батюшку. Конечно, я ее попрошу вступить в сестричество. Недавно в нашем храме появилась молодая прихожанка, которая охотно помогает в уборке храма, ездит в монастырь и там тоже помогает престарелым матушкам поддерживать монастырь в чистоте и порядке. Все, о чем попросят, бескорыстно выполняет. Ей я тоже предложу вступить в сестричество. Это добровольное служение. 

– Интересно, что руководит женщинами, имеющими массу забот (летом ведь еще и огород). Почему они соглашаются жертвовать своим временем и бескорыстно помогать чужим людям?

– Так они же православные! У них в этом потребность. Если я в храме кого-то прошу о помощи, с радостью соглашаются и все делают во славу Божию. 

– Светлана Борисовна, мы с Вами беседуем в напряженный для Вас период – Вы завершаете учебу в Саратовской православной духовной семинарии, впереди у Вас – дипломная работа. Как Вы все успеваете: работа, семья, учеба?

– Этот год работала без выходных, было очень тяжело. Но храм – такое место, где не всегда получается отдыхать. Учеба в зрелом возрасте тоже нелегко дается, а требования к нам, как и ко всем семинаристам, строгие, без снисхождения. Я даже к Владыке Пахомию ездила за советом. Он сказал: «Уберите все лишнее» – и отправил в отпуск. После отдыха пришла в себя, посмотрела на многие проблемы другими глазами. А когда бывает совсем плохо, бегу к нашему Владыке за благословением, его молитва, советы помогают и поддерживают, дают сил. Хватает надолго.

Беседовала Ольга Стрелкова

Оставить комментарий
Поделиться в: