Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Зачем освящать яблоки в храме?

Наступает середина августа, и многие издания сообщат вам о том, что приходит пора летних спасов. А кто-то и подробно распишет, когда нужно в храме святить мед, когда яблоки, а когда орехи. Но при чем здесь богослужение и яблоки? В чем смысл этой традиции, одной из немногих сохранившихся в памяти народной? Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священником Димитрием Вразовским.

– Даже люди, знающие о вере, в августе говорят про Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. Возникает вопрос: какое отношение имеет Церковь к сбору урожая?

– Это название праздников характерно именно для Русской Православной Церкви, которая сохраняет для нас благочестивую традицию, которая закрепилась в народе. Эта традиция связана с благословением начатков урожая, то есть первых плодов, которые человек приносит в первую очередь в жертву Богу, а затем раздает неимущим и обездоленным.

– Подробности Евангельских событий знают далеко не все. Но вот о том, что на память одного святого надо сеять морковь, а другой призывает убирать лук, с удовольствием читают многие, причем даже далекие от сельского хозяйства люди. Почему людям так интересна эта сельскохозяйственная тема?

– Действительно, порой слово «спас» становится вторичным в названии праздников. В этом проявляется народная память, ведь в прошлом праздники церковные были сильно привязаны к сельскохозяйственному календарю. В августе начинался сбор урожая. И к этим праздникам собирали мед, яблоки, орехи. Август был месяцем засушливым, еще и поэтому сбор урожая, который удалось вырастить и сохранить, воспринимали как Божию милость. А за милость нужно, конечно, поблагодарить. По сути, освящение урожая – это в первую очередь благословение трудов человека, который в течение года возделывал землю и принес в храм первые плоды.

– Должны ли мы хранить эту традицию в наши дни, когда многие люди уже не так тесно связанны с землей? Не проявление ли это языческого отношения к жизни?

– Сама традиция, конечно, не языческая. Языческой она становится, если мы к освящению плодов относимся магически, не задумываясь о христианском смысле той или иной традиции. Народная традиция — явление живое и порой довольно случайное. То, что понравилось людям и прижилось. Христианская культура формируется в лоне определенной среды, она преображает культуру принимающих ее народов.

Понятно, что за последнее столетие жизнь поменялась кардинально. И традиции должны адаптироваться к современным реалиям. Но вряд ли разумно отсекать многовековое прошлое, которое хранится в генной народной памяти. Возможно, именно благодаря этим праздникам люди серьезно задумаются о вере, и поход за освященным медом или яблоками обернется чем-то большим. Но для этого нам – священнослужителям и верующим мирянам – нужно доводить до людей суть самих праздников. Объяснять, откуда взялась эта традиция, и делать акцент на благотворительности, на принесении даров неимущим.

– 14 и 19 августа в храмах освящают мед и яблоки. Любой священник скажет, что народу в эти дни в храме заметно больше, чем во многие другие летние праздники. Что бы Вы посоветовали людям, которые приходят в эти дни в храм?

– В наши дни отношение к освященным плодам доходит порой до абсурда. Люди банками несут мед, пакетами яблоки и считают, что эти продукты приобретают какие-то особенные свойства. И забывают при этом суть праздника. Я бы посоветовал изучить церковную историю события. Яблочный Спас не должен затмить память о том великом событии, которое произошло в этот день, – о Преображении Господнем на горе Фавор. Древним народным названием этого праздника было Спас на горе. Слово «Яблочный» появилось гораздо позже, оно не отражает сути праздника.

Принося свои плоды Богу, нужно поблагодарить Его за помощь в понесенных трудах в течение года. Ведь в древности август был последним месяцем уходящего года. И не забыть накормить нуждающихся. 

*** 

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующих. В IX веке в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары появилась традиция износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду. Верующие выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. В русской традиции этот праздник получил наименование Медовый Спас, так как в этот день было принято освящать новый мед. Также 14 августа начинается Успенский пост.

19 августа христиане отмечают двунадесятый праздник Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению. В этот праздник принято освящать в храме виноград, яблоки и другие поспевшие фрукты, поэтому в нашем народе он получил наименование Яблочный Спас.

29 августа – праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Этот день называют Ореховым Спасом. Но нам важнее почтить Господа и Его святой Образ. Тем более, что для Саратовской митрополии чудотворная икона Спаса Нерукотворного, которая находится в Свято-Троицком соборе г. Саратова, – это одна из самых главных и чтимых святынь.

Марина Шмелева
Теги: Преображение Господне.
Поделиться в: