По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Чтобы увидеть рождественскую звезду

Православный христианин в период новогодних праздников нередко слышит вопрос: «Почему, когда у всего русского народа праздник, у вас пост усиливается?». Действительно, почему, когда все кругом ходят по гостям, веселятся, православные усиливают пост и стараются чаще посещать богослужение? Может, им не хочется отдохнуть или они не умеют веселиться? А может, дело в чем-то другом, например, в какой-то загадке, которую таят в себе службы накануне Рождества Христова? Об этом нам расскажет клирик Свято-Троицкого собора г. Покровска священник Сергий Сивоплясов.


На эти узнаваемые вопросы православному человеку, который знает и любит богослужение, ответить легко. Да, праздничная неделя после Нового года для нас действительно является чем-то особенным. Это, можно сказать, «настороженная неделя». Православные в эту неделю как будто настороже, на пороге чего-то таинственного, неведомого и прекрасного. Это прекрасное — Рождество Иисуса Христа, Спасителя мира.

сонм святых праотец.jpgЕсли проследить историю празднования этого великого для нас события, то можно узнать, что не всегда Рождественский пост приходился на неделю отпусков и новогодних каникул. Действующий сейчас Григорианский календарь был введен в России в 1918 году декретом Совнаркома, а Русская Православная Церковь и поныне живет по Юлианскому календарю. До 1919 года Рождество праздновалось прежде Нового года. Потом о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную, зеленая ель как рождественский символ также была подвергнута опале. После распада Советского Союза обратных изменений не произошло — Новый год так и остался традиционным семейным праздником. А замечательные службы предпразднства Рождества наши соотечественники только еще открывают для себя.

Приближение радости

Говоря о том, почему именно в неделю перед Рождеством православные христиане усугубляют пост и молитву, нужно прежде объяснить, что такое предпразднство. Предпразднством в богослужении Православной Церкви называются дни, предшествующие празднику и подготавливающие верующих к достойной его встрече. В это время наряду с молитвами и песнопениями годового и суточного круга Церковь предлагает особые молитвословия в честь наступающего праздника. Предпразднства и попразднства были приняты в Церкви в IV веке преимущественно для главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова. В дальнейшем Церковь для большей торжественности богослужения присоединила их и к другим великим праздникам.

Рождество Христово — второй по значимости православный праздник после Воскресения Христова (недаром в древности его так и называли — второй Пасхой). Потому готовить своих чад к его встрече Церковь начинает задолго. Для того чтобы почувствовать радость приближающегося события, уже через неделю после начала поста, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, поются во все воскресные и праздничные дни в качестве катавасии (после песни канона) рождественские ирмосы: «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся!»

В последующие дни Рождественского поста, начиная с памяти святого апостола Андрея Первозванного, в церковные службы вводятся специальные предпраздничные стихиры, которые настраивают нас на духовное восприятие грядущего праздника.

Два последних воскресения перед Рождеством Христовым посвящены воспоминанию предков Спасителя по плоти и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия. В Церковном Уставе они именуются Неделями святых праотец и святых отец. Это установление неслучайно. Все эти ветхозаветные праведники своей верой и верностью Богу готовили рождение Девы Марии, столь чистой и совершенной, что смогла стать Матерью Христа. Если мы будем внимательно слушать каноны в эти дни, то перед нашим мысленным взором кратко пройдет вся история Ветхого Завета.

Предпразднство

Праздник Рождества Христова имеет свои дни предпразднства — со 2 по 6 января. Это дни особой (сугубой) молитвы и поста: православные стараются чаще ходить на службы (благо, есть возможность в выходные дни) и отказываются от пищи животного происхождения, в том числе от рыбы. Как когда-то мир готовился к принятию Богочеловека, так и мы приготавливаемся к празднику и принятию Христа, участвуя в Евхаристии.

Церковь в своих службах предлагает нам особые стихиры (песнопения) на «хвалитех» (хвалительных псалмах: 148, 149, 150), в которых для нас звучит призыв вместе с Ангелами возносить Христу славу: «Ангельския предыдите силы; иже в Вифлееме, уготовайте ясли. Слово бо раждается, мудрость происходит; приемлет целование Церковь на радость Богородицы. Людие, рцем: благословен Пришедый, Боже наш, слава Тебе!»

В дни предпразднства немного меняется повседневный ход богослужения: после совершения вечерни поется повечерие с каноном (трипеснцем), составленным по образцу канонов Страстной седмицы. Богослужения этих дней представляют собою связанные друг с другом вехи духовного пути, по которому ведет нас Церковь в дни Рождественского поста.

Песнотворцы трипеснцев и канонов стремятся в своих творениях раскрыть глубину таинства Боговоплощения. Сын Божий воспринял образ раба и применил Свою Божественную славу на рабское уничижение. Воплощение явилось для него своего рода крестом — первым крестом, может быть, не менее тяжелым, чем крест последний. Господь Иисус Христос принимает «перстность» человеческого естества, образ своего создания — человека. Это и есть внутренний крест. Но уже при самом рождении Его ждет и крест страданий, гонений и скорбей. Он только родился и уже находится в смертельной опасности от злобы Ирода, коварно замыслившего убить Богомладенца; далее — бегство в Египет, опасность пути, пребывание в чужой языческой стране и многие другие скорби.

Эти догматические и богословские истины выражены в поэтической форме в трипеснцах и канонах предпразднства Рождества Христова: «К тебе утренюю, благоутробия ради Себе истощившему непреложно и зрак раба от Девы носившему, Слове Божий. Мир подаждь ми, падшему, Человеколюбче», «Волною морскою Скрывшего древле гонителя мучителя — в яслех Сокрываемого (Христа Младенца), убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися».

Из утреннего богослужения предпразднства особенно выделяются стихиры на хвалитех, принадлежащие знаменитому песнотворцу преподобному Роману Сладкопевцу, представляющие развернутую картину события.

Сочельник

Пик предпразднства Рождества — это навечерие, которое иначе называется сочельником (в этот день после Литургии освящается в храмах сочиво из пшеницы с медом). В богослужении навечерия внимание людей обращается на земные обстоятельства Рождества. Тропарь навечерия Рождества Христова повествует: «…настало время родить, и не было нигде места для ночлега; но, как чертог приятный, пещера Царице была показана. Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ».

Кондак навечерия составлен по образцу кондака самого праздника, только о событии Рождества Христова говорится в нем не в настоящем времени, а в будущем: «Дева днесь Превечное Слово в вертепе гряде родити неизреченно…». Этим подчеркивается, что праздник еще не наступил, что ликование и радость связаны с ожиданием его наступления.

Требует особого внимания канон навечерия, составленный по образцу канона Великой Субботы. Все это предлагает нам Церковь как любящая и заботливая мать, чтобы мы достойно встретили праздник Рождества, поняли его богословский смысл и значение для нашего спасения.

В сочельник утреннее богослужение начинается с царских часов, затем совершается великая вечерня с чтением паремий в соединении с Литургией святителя Василия Великого (кроме случаев, когда сочельник выпадает на субботу или воскресенье). На великой вечерне читается восемь паремий, подбор которых сделан применительно к великому событию. Чтение разделяется на три части, между которыми поются особые тропари, сопровождаемые стихами из псалмов.

Так в дни празднования гражданского Нового года, когда уже все находятся в праздничной расслабленности, молитва и пост верующих помогают увидеть ту звезду, которая указует на величайшее во всем мире чудо. Надо всего лишь постараться отвлечься от земных дел, поднять свои духовные очи к Небу и воспеть с Ангелами: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 14).

Воздержание в дни новогодних праздников от пищи и безудержного веселья, когда вокруг все говорит об обратном,— это своего рода подвиг верующего. И действительно, было бы гораздо легче молиться и поститься в простые трудовые будни. А тут: фейерверки, изобильные столы, гуляющие родственники и соседи. Но это и есть наша маленькая жертва Богомладенцу. Эти обстоятельства помогают православному христианину увидеть всю суетность мира и почувствовать неотмирную радость грядущего праздника.


Оставить комментарий
Поделиться в: