Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Зачем миру затворники?

Один из самых влиятельных духовных писателей XIX века святитель Феофан Затворник более двадцати лет провел в полном уединении, написал множество книг, вел обширную переписку с разными людьми, оставил потомкам десятки томов духовных произведений. Главной темой его сочинений были борьба со страстями, постепенное одухотворение человека, его путь к спасению. По его книгам мы знакомимся с основами духовной жизни, его мудрые изречения и советы читаем, стараемся запомнить и применять в своей жизни. Почему святитель, с которым нас разделяют почти двести лет, кажется нам современником? Побеседуем о Вышенском святом с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием. 

– Скажите, Владыка, что заставило образованнейшего человека, чьи интересы не ограничивались только Церковью, из разных видов духовного подвига выбрать именно затвор?

– Тут многое зависит от темперамента. Общению с людьми святитель Феофан всегда предпочитал уединение. Ему даже преподавать не нравилось, хотя он после окончания Киевской духовной академии был профессором и даже ректором Петербургской академии. Потом его призвали на епископское служение, но он постоянно просился на покой. И, в конце концов получив благословение Синода, нашел себе уединенную пустыньку в Тамбовской губернии, в лесу, на берегу речки Выши. Он и здесь отказался от предложения стать настоятелем обители, жил как простой монах, а потом ушел в затвор, и в последние годы жизни даже не выходил из дома.

Я думаю, что здесь еще сыграло роль превосходное знание языков, занятия переводами святоотеческой духовной литературы. Он черпал информацию из первоисточников, и перед ним открылся потрясающий образ православного аскетизма. Единственное желание святителя Феофана – быть ближе к Богу – могло осуществиться только вдали от мирской суеты.

– Но нельзя сказать, что святитель Феофан полностью изолировал себя от мира в Вышенской пустыни. Известно, что его жизнь в затворе не была абсолютным уходом от всех мирских проблем.

– Самоограничение было уже в том, что он отказался от встреч с людьми, причем со всеми. В иночестве он нашел свое истинное призвание, но, обладая разносторонними интересами, неординарным мышлением, святитель Феофан не мог оставаться равнодушным к тем процессам, проблемам, которые возникали в духовной жизни у нас в России и на Западе. Он, как бы сейчас сказали, был церковным государственником. Человек необычайно широкой эрудиции, он взял с собой в затвор всю свою библиотеку, выписывал журналы, новые книги, вступал в полемику с богословами, вел активнейшую переписку с самыми разными людьми. Его имя было известно всей верующей России благодаря многочисленным книгам, проповедям, публицистическим статьям, письмам. Затвор сделал его писателем, и он очень заботился о том, чтобы его пастырское слово было максимально доступно людям. Это было своего рода старчество.

Находясь в затворе, святитель Феофан принес Русской Православной Церкви намного больше пользы, чем если бы оставался на кафедре, в миру. У старца Паисия есть на этот счет замечательный образ. Отвечая на вопрос по поводу монашества, а это тоже уход от мира, старец сказал: «Это маяки, которые стоят на высоких скалах и освещают огромное морское пространство, чтобы корабли не сбивались с пути». Так же и затворники, опираясь на собственный духовный опыт, освещают жизненный путь людям, давая ему правильное направление.

– Мы никак не сможем в одной беседе даже коротко рассказать о всем богатом духовном наследии святителя Феофана. Но можно точно сказать, что все его произведения посвящены борьбе человека со своими страстями, победе души над телом. Владыка, поясните, пожалуйста, такую цитату святителя: «Тело есть орудие души для выполнения цели пребывания на земле».

– Это надо понимать так: через наши внешние поступки, действия человек либо спасается, либо погибает. Наше спасение мы зарабатываем в самых обычных повседневных жизненных ситуациях. В одном из писем Феофана Затворника я когда-то прочитал, что один и тот же поступок может быть греховным или добродетельным.

– Поясните, как это возможно?

– Например, в Псалтире сказано, что вино веселит сердце человека. Вино – дар Божий, посланный человеческому роду. Но этот же напиток человек может обратить в страсть, в пьянство, а это уже смертный грех. Феофан Затворник и говорит о том, что если человек не будет трудиться духовно, его тело станет источником греха и его погибели.

– Есть и еще более категоричное высказывание святого на эту тему: «Пока будете покоить тело, не ищите ничего доброго». Готовы ли современные христиане к подобной аскезе?

– Сегодня, к сожалению, на первый план выходит стремление к комфортной, благополучной жизни. Мы живем в мире, где, как правило, все силы человек направляет на удовлетворение потребностей своего эго. Люди стремятся во что бы то ни стало добиться успеха, в том числе и материального, и тогда (считают они) – жизнь удалась. Раньше слово «эгоист» было ругательным, теперь им называют элитные магазины.

А ведь принимая такой образ мыслей, мы усугубляем свои внутренние проблемы, о чем и пишет святой. Любому человеку, конечно, хочется, чтобы все в его жизни было гладко, и любой из нас стремится жить лучше, а не хуже. Но если Бог посылает трудности, не надо от них бежать и не надо отчаиваться. Духовная жизнь как раз и учит человека воспринимать все, что с ним происходит, как волю Божию, как Промысл Божий. Ведь Господь спасает человека разными путями и дает нам почувствовать в этой жизни и радости, и беды. Если же искать в жизни только радости, только покой, значит, идти против воли Божией, губить себя.

– Говоря о необходимости подвижничества, святитель Феофан писал, что оно должно быть свойственно не только монахам, но и мирянам. Что такое подвижничество в миру?

– Не следует разделять верующих людей на монахов и мирян и думать, что Господь от одних требует одно, а от других другое. Конечно, внешний порядок жизни у них разный, разные правила жительства, но и те и другие стремятся быть истинными христианами. У каждого своя мера, но каждый христианин должен ставить перед собой высокие задачи. Стремясь к великому, можно достигнуть хотя бы малого. Если человек приходит в храм с мыслью «что с меня взять», то на этом уровне он и останется.

У Феофана Затворника на этот счет разработана целая система, касающаяся возникновения помыслов и страстей и борьбе с ними. Греховный помысел не сразу становится страстью, грех – это свидетельство укоренившейся страсти в человеке. Все начинается с какой-то греховной мысли, которую враг рода человеческого забрасывает в наше сознание, она укрепляется в нем, растет, перерастает в страсть и делается привычкой. И бороться с ней уже намного сложнее. Поэтому каждый свой поступок, каждую мысль надо обязательно соотносить с Евангелием. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что ум должен плавать в Евангелии. Постоянное хождение под Богом, постоянное самоисследование – это тяжелейший напряженный труд, но он дает результат. Это и есть подвиг, подвижничество, к которому призывает святитель Феофан.

– Каким может быть подвижничество в современном мире?

– Любым. Подвижником христианства может быть абсолютно любой человек, который слышит через Евангелие голос Бога и старается на любом месте, где поставил его Господь, жить и трудиться по совести. В этом смысле каждый православный христианин призван к тому, чтобы вся его жизнь стала движением по направлению к Богу.

– В одном из своих произведений Феофан Затворник обращается к своим читателям с такими словами: «Научитесь приходить к Богу, когда вам хорошо, потому что если мы к нему в таком состоянии души не приходим, Он нас к себе зовет через страдания». Как этому научиться, Владыка?

– Нужно научиться говорить Богу «спасибо». А начать надо с того, чтобы всегда и за все благодарить своих ближних. Если человек научится быть благодарным, ему будет проще жить. Человек неблагодарный не способен изменяться, не способен любить, он погружает себя в ад еще при жизни. К сожалению, люди чаще приходят в Церковь, когда жизнь их основательно побила, а когда все в жизни хорошо, человек не вспоминает Бога. Нужно приучить себя благодарить Бога и за радости, и за беды. Это непросто, но только так достигается гармония с миром, с окружающими людьми, с Богом. Поэтому всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Фес. 5, 16-18).

– Владыка, очень хочется, чтобы наши прихожане, прочитав беседу с Вами, обратились в свою храмовую библиотеку и взяли почитать хотя бы одну книгу Феофана Затворника. Что Вы посоветуете?

– Когда самого святителя спрашивали, в каком порядке лучше читать его книги, он отвечал: все равно. Он писал не для монашествующих, может быть, даже недостаточно воцерковленных или вообще впервые заинтересовавшихся христианской литературой читателей. Поэтому у него все написано предельно просто.

Я считаю, с творениями святителя Феофана нужно познакомиться всем христианам. Начинающим посоветовал бы письма святого, я всегда находил в них ответы на очень многие вопросы. «Начертания христианского нравоучения» – это учебник нравственного богословия. Людям, серьезно интересующимся духовной жизнью, она откроет много полезного и интересного. Очень советую почитать книгу «Евангельские истории о Боге Сыне», особенно тем, кто плохо разбирается в Священном Писании. Это удивительный путеводитель по Евангелию, очень доходчивое, простое описание событий Священной истории. Самая известная и популярная книга – «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться». Это азбука духовной жизни, с нее многие начинают. «Толкования апостольских посланий», «Добротолюбие» (перевод), «Древний патерик» – с этими книгами также полезно познакомиться, они дают тот базис церковной жизни, который поможет человеку развиваться дальше.

 

Ольга Стрелкова
Теги: святитель Феофан Затворник.
Оставить комментарий
Поделиться в: