Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Нужно иметь решимость вести борьбу с самим собой». О конференции «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества»

 25 января в Красном зале храма Христа Спасителя в рамках XXI Международных Рождественских Образовательных Чтений состоялась конференция «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества». Свои доклады представили митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, архимандрит Платон (Игумнов), протоиерей Алексий Ющенко, иеромонах Мефодий (Капустин), монах Григорий (Кутыш), Вячеслав Леонтьев, ответственный секретарь Оптинского форума, Татьяна Батурова, профессор Московского государственного областного университета, Анна Шмелёва, кандидат филологических наук Московского государственного областного университета.


В своём докладе «Роль Церкви в выборе жизненного пути русской эмиграции» архиепископ Михаил говорил о роли и деятельности Русской Православной Церкви за рубежом, не только в последние годы, но и за всё время её существования. В качестве примера влияния Церкви на судьбу наших соотечественников за рубежом и ёе неравнодушие к ним, архиепископ привёл пример отца Сергия Орлова, которого в конце XIX века назначили служить в Женеву, и на новом месте он старался поддерживать культурную жизнь эмигрантов, хотел создать школы для русских детей. Через некоторое время благодаря ему был заложен храм в Давосе, который, к сожалению, сейчас нам не принадлежит.

Выступавший после него митрополит Климент отметил, что предмет доклада архиепископа Михаила интересен и близок ему, поскольку он не понаслышке знаком с темой жизни наших православных соотечественников в других странах.

Святитель Феофан ЗатворникНесмотря на то, что доклад владыки был озаглавлен довольно просто: «Выбор духовного пути», за этим скрывался сложный разбор писаний святителя Феофана Затворника, который рассматривает одно из основных учений всех отцов-аскетов – учение о спасении. Унаследовав опыт богословов первого тысячелетия, русская святоотеческая традиция особое внимание уделяет его практическим шагам.

– Для того чтобы вновь обрести Бога в своей жизни, Церковь предлагает путь спасения. Христос во время проповеди говорил: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14), – напомнил слушателям митрополит Климент.

Владыка рассказал, почему выбрал для своего доклада именно писания Феофана Затворника: «Своеобразие взглядов святителя Феофана состоит, в первую очередь, в том, что путь, который он предлагает христианину, выглядит достаточно оптимистично. Кроме того, святитель делает особый акцент на психологии человека, отмечает разнообразие её оттенков и душевных движений».

В своих трудах святитель много внимания уделяет вопросу, что есть истинная духовная жизнь, и определяет путь спасения как «веру с хождением в заповедях при помощи благодати Божией». В практическом плане одним из важнейших оснований духовного выбора человека становится внимание к заповедям, они помогают нам увидеть нашу немощь, и когда человек её осознаёт, то для преодоления обращается к Богу, а не к людским средствам и способам.

Святитель Феофан указывает, что существуют факторы, препятствующие выбору духовного пути. Человеку трудно встать на путь спасения ещё и потому, что он пребывает в состоянии внутреннего разделения. Святитель обращает внимание на отличие христианской жизни от жизни естественной и констатирует, что человек может спастись с помощью Божией.

«Стоит человеку поддаться искушению, как он, будучи носителем испорченной грехопадением природы, ступает на путь зла. Если он не осознал своей недостаточности, немощи, причина которой – греховность, то на практике это означает, что такой человек, ступивший на путь к Богу, тут же с него собьётся», – отметил владыка Климент.

Подводя итоги доклада, митрополит рассказал о таком важном для нас качестве, как способность бороться с самим собой: «Всякий, ступающий на путь духовной жизни, должен иметь решимость вести борьбу с самим собой. Следует помнить, что борьба эта относится не только к области ума, но и ко всем силам человеческой природы».

Преподобный Амвросий ОптинскийМитрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий подготовил доклад «Преподобный старец Амвросий Оптинский о семье и воспитании детей (по письмам к мирянам)».

– Письма к мирянам не представляют собой развёрнутые послания по тем или иным житейским вопросам, но содержат множество ценных практических советов по созданию семьи и воспитанию детей. Душеполезные советы преподобного Амвросия ценны и актуальны и для нашего времени, – отметил митрополит.

Письма посвящены вопросам вступления в брак, возможным трудностям семейной жизни, воспитанию детей. По переписке можно заметить, что в общественной среде появились течения, противоречащие учению Церкви, и преподобный Амвросий всячески предостерегает адресатов следовать им. По его мнению, научить духовной жизни человека очень трудно. Большое внимание старец уделял воспитанию детей в христианском духе: «Если благодать Божия не коснётся сердца ребёнка, то все педагогические усилия, какими бы искусными они ни были, будут напрасны».

Свт. Иоанн Златоуст составляет толкование на Послание ап. Павла. Миниатюра из Гомилий свт. Иоанна Златоуста. XII в.Актуальным для сегодняшних реалий стал доклад Вячеслава Леонтьева «Значение богословского наследия святителя Иоанна Златоуста для понимания и преодоления современных форм богоборчества». Иоанн Златоуст, разбирая Евангелие, даёт рекомендации по поддержанию духовного иммунитета, актуальные для нас в виду всё нарастающего давления на каждую отдельную душу. Святитель часто рассуждает о работе мыслей и внутренней концентрации, поскольку многие грехи прикрыты житейскими удовольствиями, и мы должны уметь их разглядеть.

В толковом словаре богоборчество определяется как система взглядов, включающая неприятие Бога и созданного Им мира, однако докладчик подчеркнул, что эта проблема стала сейчас гораздо глубже. Он условно разделил богоборчество на «тихое» (посредством образа жизни), скрытое в околонаучных концепциях и в официальной политике, когда во многих странах человек начал пониматься только как биосоциальное животное с правами.

Вячеслав Леонтьев обратил внимание на особенность чтения святоотеческих книг: «Мы пропускаем множество деталей, и из-за этого рекомендации святых отцов не работают. Без рассуждения, без постоянной работы мысли нельзя добиться противодействия тлетворным влияниям».

Представленные доклады показывают, что обращение к святоотеческому наследию по жизненным вопросам не бывает лишним, но мы должны читать их внимательно, воспринимая и сердцем, и умом, чтобы их слова принесли неоценимую духовную пользу.

Ирина Обухова


Православие.Ru

Оставить комментарий
Поделиться в: