По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь Епископа Пахомия в Неделю 26-ю по Пятидесятнице и память святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днем. Сегодня наша Церковь предлагает услышать нам удивительную притчу о некоем человеке, который попал к разбойникам и получил помощь от самарянина (См. Лк. 10, 25-37). Евангелист Лука говорит, что ко Христу как-то подошел некий человек и спросил Его, что нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? Христос предложил этому человеку самому поразмышлять над этим вопросом. Ибо часто мы друг друга и даже Бога спрашиваем, что нам делать, но при этом прекрасно понимаем, что от нас требуется.

И вот этот человек говорит: «Нужно Бога любить всем сердцем, разумением и помышлением, и ближнего как самого себя». И Христос похвалил его, ибо в этом действительно и есть вечная жизнь – люби Бога и люби ближнего, и все у тебя будет хорошо. Господь все к этому приложит.

Законник этот, как бы желая оправдаться, говорит: «Господи, а кто мой ближний?». Это вопрос, братья и сестры, на самом деле не праздный. Мы тоже все время задумываемся, как нам поступать по отношению к нашим родным, близким, где та грань и та мера, за которую человек не должен переходить?

Христос опять-таки не стал прямо отвечать, а предложил ему притчу. Некий человек отправился в Иерихон из Иерусалима. Если кто-то из вас был на Святой Земле, знаете, что Иерихон находится недалеко от реки Иордан в пустынной низменной местности, а Иерусалим находится на горах. Дорога пролегает через безлюдную пустыню, где в те времена, когда Христос проповедовал, да и в последующие века, было царство разбойников. Они нападали на караваны, грабили путешественников. И вот этот человек оказался в трудной ситуации – его ограбили, избили и бросили умирать на дороге.

Мимо этого человека  прошло несколько людей: священник, левит и иноплеменник самарянин. Священник прошел и даже не остановился, наверное, был занят молитвой, размышлением о каких-то церковных делах, может быть, думал о службе, но до человека ему не было дела. И так действительно в жизни бывает. Мы часто заняты великими подвигами и размышлением о вечности, о судьбах мира сего, что перед своим носом не замечаем элементарных вещей. Следующим путником был левит или законник, человек, который хорошо знал Священное Писание, который трудился в храме. Его можно было бы сравнить просто с верующим человеком. Он тоже посмотрел на этого избитого и измученного человека и тоже прошел мимо, видимо, и он был очень занят. И только лишь третий путник – самарянин, тот, кого иудеи презирали, остановился, пожалел этого человека. Возлил на его раны вино и елей, по тем временам лекарство, посадил на своего осла и отвез его в гостиницу. Он постарался позаботиться об этом человеке, проявил милосердие и, уходя, дал две монеты гостиннику, чтобы тот вылечил его. И вот Христос спрашивает законника: «Кто же ближний был для того, на кого напали разбойники?». И говорит ему законник: «Самарянин». И Господь говорит: «Иди и ты также поступай».

Эта притча, братья и сестры, о милосердии. Притча о том, кого мы должны считать ближним своим. Мы зачастую ждем от людей какой-то поддержки, знаков внимания, но часто помощь приходит вовсе не от того, от кого мы ее ждем. Бывает, случается какое-то горе и нашим ближним становится тот, от кого мы не ждали ничего. А те, на кого надеялись, кого мы считали своими близкими, вдруг оказываются нам абсолютно чужими.

Зачастую, братья и сестры, человека проверяет искушение, боль и трудности. Недаром когда мы хотим подчеркнуть значимость человека, его глубину чувств, любовь к нам, мы говорим: «В разведку такого человека можно взять». И вот, к сожалению, братья и сестры, таких разведчиков в жизни очень и очень не много.

Но Христос как бы намекает вопрошающему о ближнем еще на одну глубокую мысль: «Не просто присматривайся к людям и различай кто ближний твой. Ты будь ближним всем. Ты поступай как самарянин». Оказывай милостыню. Не жди. Не проходи мимо. Не думай о вещах великих, но умей заметить простую боль и скорбь человека. Неважно кто он. Верующий или не верующий. Русский или татарин. Маленький или большой. Худой или толстый. Да кто угодно. Просто помоги человеку. Тому, кого Бог послал тебе в это мгновение.

В этой притче, братья и сестры, как и во всех словах Христа смыслов и образов очень и очень много. Есть замечательное богословское толкование этого Евангельского отрывка. Считается, что самарянин этот – Сам Христос. Это Богочеловек, который пришел в мир спасать людей. И Он не разделяет людей по национальности, по знаниям, даже по религиозному принципу. Конечно, Христос, наверное, рад, что мы верим и идем за ним, но помогает Он всем. Любому человеку. И когда видит израненного, измученного грехом человека – оказывает помощь ему.

Все мы, братья и сестры, знаем, что большинство из пришедших в храм – это люди, которые пришли сюда через боль. Думаю, многие здесь присутствующие, скажут о том, что еще вчера были далеки от Бога. Через скорбь, страдания, этих самых разбойников мы приходим в храм, мы обретаем Христа, который заботится о нас, возливает на наши раны вино и елей, умащает их, дает нам как бы отдохновение.

Христос, как мы знаем, прожил на земле всего 33 года. И возносясь на Небо, передал человечество Церкви, которую Он основал. В этой притче гостиница и гостинник – это образ Церкви, в которую Христос помещает каждого человека, который поверил и пошел за Ним.

Часто человек говорит: «Я верю в Бога, Церковь мне вовсе не нужна. Зачем она? Это абсолютно ненужное человеческое изобретение». Но если мы внимательно читаем Священное Писание, то видим, что без Церкви никуда. И две монеты, которые дал Сам Христос гостиннику – это два Таинства: Исповеди и Причастия, через которые человек может приобретать спасение своей души.

Слушая эту притчу, очень важно, чтобы каждый из нас отметил для себя несколько вот таких особенностей. Первое – мы должны уметь различать искренность и ложь, обращенную к нам. Мы должны мудро относиться к тем, кто рядом с нами. И выбирать для любви и дружбы людей, которые действительно искренне к нам относятся, а не заискивают, не лукавят, не пытаются каким-то образом просто нас вознести. Второе – мы не разбирая должны творить благо и милость каждому человеку. И третье – мы должны любить и ценить Церковь нашу, которая о нас заботится, и пользоваться теми Таинствами, которые через Церковь преподает нам наш Господь. И тогда Христос будет рядом с нами, Он будет слышать нас и, безусловно, спасет душу каждого человека.

Я сердечно поздравляю вас с праздником, дорогие братья и сестры. Храни вас Бог. Всем желаю сил и помощи Божией. Аминь.

  

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровск 

25 ноября 2018 г.

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Оставить комментарий
Поделиться в: