Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Вопросы родителей — ответы священников

Как много вопросов возникает у родителей, пока они растят и воспитывают своих детей. Как часто многие жизненные ситуации в семье ставят буквально в тупик, и, кажется, нельзя найти выход. В поисках ответов на вопросы читателей мы обратились к священникам нашей епархии.


Отвечает протоиерей Александр Писларь:

— Как справиться с паникой, которая охватывает, когда дети начинают болеть? Умом понимаю, что по-другому дети не растут, будут и болезни, и раны, и шишки, но каждый раз, когда что-то случается с детьми, страх меня словно парализует. Знаю, что Господь не любит боязливых, и во всем остальном мне ничего не страшно — были бы только здоровы дети. А они почти постоянно болеют.

— Малодушный страх и постоянное беспокойство за здоровье своих детей, которые порой могут овладевать душой родителей, можно преодолеть через молитву за своих детей. Молитва, приближая нас к Богу, дает нам понимание того, что без помощи Божией мы сами не можем ничего сделать, в том числе и для своих родных. Понимание этого позволяет нам избежать ошибки, когда мы считаем, что гарантом благополучия наших детей являемся мы сами, наши заботы о них, а Богу уделяем второстепенное место. Возвращение к правильному отношению позволяет нам оказывать и попечение о своих детях, и заботу, но при этом вручать их Промыслу Божиему, который всегда спасет наших детей.

Нужно помнить, что такой страх — это всегда искушение, которое может возникнуть только из-за нашего маловерия. Главные способы борьбы с ним — это напоминание себе о прежних благодеяниях Божиих и молитва за своих детей.

— Мы с мужем живем в невенчанном браке — мне бы очень хотелось обвенчаться, но супруг не готов к этому. Живем не очень гладко, несколько раз доходило до развода — пока только на словах. Я верю в то, что если мы обвенчаемся, будем более ответственно подходить к своим обязанностям и будем более внимательны друг к другу. И Божие благословение поможет преодолеть все трудности. Или прежде чем идти в храм нужно научиться жить?

— Ситуация, когда люди вступают в брак еще до своего обращения ко Христу, очень характерна для нашего времени. В дальнейшем, когда один из супругов приходит к вере, перед ним встает вопрос: как правильно с точки зрения христианской веры строить отношения с пока еще далеким от Церкви супругом. Такая ситуация была характерна и для апостольских времен. У апостола Павла есть указание, как поступать верующему супругу: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (1 Кор. 7, 12–16).

Следующий очень важный шаг для воцерковленного супруга(и) — это понимание того, что брак становится христианским не в результате совершения самого чинопоследования Таинства Венчания, а в результате постепенного воцерковления и мужа, и жены. Это процесс длительный, требующий духовного усилия и терпения. Поэтому смущение воцерковленного супруга(и) по поводу того, что до определенного времени венчание невозможно, не имеет под собой серьезного основания. На самом деле, это скорее повод к тому, чтобы уверовавший супруг нес определенный христианский подвиг молитвы за свою вторую половину, подвиг терпения, любви, и надеялся на то, что рано или поздно вторая половина этой семьи воцерковится.

Настаивать на венчании не стоит по двум причинам: во-первых, даже если вторая половина уступит таким слишком настойчивым просьбам, согласится и формально примет участие в этом Таинстве — это не сделает семью христианской. Совершение любого Таинства можно уподобить семени. Например, Крещение, Причастие, Исповедь будут действенными в жизни человека, только если он прилагает усилия. А если он приступает к ним формально, но не живет как христианин, они не могут спасти его автоматически. Это касается и венчания, может быть, даже в большей степени. Во-вторых, ничто не происходит быстро и сразу. И здесь супругу(ге), который уже воцерковился, следует помнить собственный духовный путь к вере, который тоже требовал и времени, и усилий, и дать свободу действия второй половине. А в это время помогать ему молитвенной поддержкой.


8-2.JPGОтвечает священник Александр Милованов:

— Как правильно подвести ребенка к исповеди — если, к примеру, я считаю некоторые его поступки греховными, а ребенок не видит в них ничего особенного и не испытывает покаянного чувства, и даже если и исповедует их по моей просьбе, то после исповеди опять повторяет их?

— Послушание родителям — это величайшая добродетель. Даже если ребенок исповедует грехи по просьбе или настоянию родителей, он уже проявляет смирение, христианскую добродетель. Благодать Божия, касаясь человеческого сердца, начинает работу по его незримому преображению. Результаты и плоды этого преображения видятся не сразу, но только по прошествии какого-то времени.

Человек, прежде чем осознать что-то, должен хотя бы услышать. «Вера от слышания», — говорит святой апостол Павел. Постепенно ребенок, слыша от своих родителей, что тот или иной поступок является греховным, с этим утверждением согласится. Он поймет и осознает это под воздействием благодати Божией и начнет бороться.

Это очень хорошо, что Вы готовите ребенка к исповеди, помогаете ему. В этом, как мне кажется, видится основа Вашего дальнейшего общения на долгие годы. Те переживания, которые испытывает душа ребенка в детстве, — это те воспоминания, к которым человек на протяжении всей своей жизни возвращается вновь и вновь. И если у него будут воспоминания, как он вместе со своими родителями готовился к первой исповеди, я думаю, что это поможет ему в свое время. Он вновь и вновь будет приходить к аналою с Крестом и Евангелием, сбрасывать со своих плеч греховную тяжесть и получать благодатную поддержку для борьбы с грехом и полноценной христианской жизни.

А относительно того, что человек повторяет грехи — «несть человек, иже жив будет, и не согрешит». Нет такого человека, который мог бы полностью вырвать корень греха из своего сердца и души. Но бороться с ним на протяжении всей своей жизни призван каждый православный христианин. И чем раньше он начнет эту борьбу, тем ему будет легче и проще. Возможно, каких-то ошибок, в которых каются и сокрушаются люди взрослые, пришедшие ко Христу в более осознанном возрасте, ему удастся избежать. Так что, если Вы ведете его к исповеди, то поступаете правильно. Да поможет Вам в этом Господь!

— Недавно услышала мнение, что дети болеют по грехам родителей. Готова принять это, но почему Господь не наказывает за наши поступки нас, взрослых? Или по-другому Ему до нас не достучаться?

— Я читал у одного современного известного проповедника удивительную притчу. Представим себе, что некоторым людям надо подняться высоко в горы, чтобы перейти через перевал. Каждый несет на себе тяжкий груз необходимого снаряжения, продуктов, теплых вещей — всего того, без чего невозможно перейти через перевал, сохранив собственную жизнь. И вдруг случается так, что один из шествующих ломает ногу. Естественно, его не бросают, но самые сильные берут на себя и этого человека, получившего травму, и его груз, и несут дальше. Им самим тяжело, но приходится по чувству любви, сострадания, человеческой солидарности нести еще больного вместе с его тяжким грузом.

То же самое происходит и с нами. Мы несем свои грехи, добродетели, и кто-то из нас «ломается», спотыкается. Грех на греческом языке в православном богословии рассматривается в первую очередь как промах, отступление, падение. Кто-то под воздействием этого падения ломается, и кому-то надо нести. И несет самый сильный. В духовном плане это означает буквально следующее: ребенок имеет меньше всех грехов, а родителям надо понести наказание за свои ошибки. Вот на детей и возлагается эта ноша как на самых сильных в духовном плане, то есть не имеющих столько греха, как взрослые. Это маленькое существо, этот ребенок берет на себя тяжесть, которую взвалили на него родители своими ошибками.

Но не всегда именно так болезнь подается человеку. Есть много причин. Иногда это бывает наказание за грех, иногда это испытание, а иногда это предупреждение от греха. Я знаю таких людей, которые через собственные болезни приходили к мысли о Промысле Божием. Одна моя знакомая очень сильно сожалела, что ей в детстве дана была тяжелая неисцелимая болезнь — одна нога короче другой. Конечно, для девушки в юном возрасте такой физический изъян приносил не только физическую, но и духовную муку. И только прожив долгую жизнь, она осознала, что это был акт любви по отношению к ней. Эта женщина говорила: «Я готова была бы совершать те грехи, которые совершали мои подруги, но не имела такой возможности. Душой я была с ними, но мое тело не давало мне это сделать». Прошло время, она стала взрослой, вырастила своих детей, внуков, занимает хорошее положение в обществе. Сейчас она признается: «То, что раньше казалось наказанием, теперь я воспринимаю как благословение». Большое видится на расстоянии, и мы не можем подогнать Промысел Божий под какие-то шаблоны. В каждой болезни есть своя тайна. Таким образом, каждую болезнь можно воспринимать как наказание, но помнить при этом, что слово «наказание» происходит от слов «вразумление, научение».

 Наталия Бондаренко

 

Оставить комментарий
Поделиться в: